Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЭНЬ ДУСЮ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ЧЭНЬ ДУСЮ́ (наст. имя Чэнь Цянь­шэн) (9.10.1879, Ань­цин, Ань­хой – 27.5.1942, Цзянц­зинь, Сы­чу­ань), кит. гос. и по­ли­тич. дея­тель. Из бо­га­той се­мьи чи­нов­ни­ков. В 1898 по­сту­пил в ака­де­мию Цю­ши (Прав­до­ис­ка­тель­ст­ва; ны­не Чжэц­зян­ский ун-т) в Хан­чжоу, учил­ся франц. язы­ку и ко­раб­ле­строе­нию. В окт. 1901 – мар­те 1902 и с сент. 1902 на учё­бе в Япо­нии (сна­ча­ла на кур­сах япон. язы­ка, за­тем на су­хо­пут­ном от­де­ле­нии во­ен. уч-ща Сэйд­зё), там по­зна­ко­мил­ся с со­циа­ли­стич. идея­ми. В мар­те 1903 Ч. Д. за дерз­кий по­сту­пок был вы­слан в Ки­тай. С мар­та 1904 уча­ст­во­вал в из­да­нии ж. «Аньху­эй сухуа-бао» («Аньху­эй­ский жур­нал на оби­ход­ном язы­ке»), ко­то­рый вско­ре стал од­ним из са­мых из­вест­ных пе­чат­ных ор­га­нов на разг. язы­ке (в 1904–05 вы­шло 23 но­ме­ра, в ко­то­рых опуб­ли­ко­ва­но ок. 50 ста­тей Ч. Д.). Уча­ст­во­вал в соз­да­нии ря­да пат­рио­тич. и ан­ти­мань­чжур­ских групп, но от­ка­зы­вал­ся всту­пать в Тун­мэнху­эй, счи­тая сто­рон­ни­ков Сунь Ят­се­на ра­си­ста­ми. С 1907 сно­ва в Япо­нии, где учил англ. яз., за­тем по­сту­пил в Ун-т Ва­сэ­да. В 1908 вер­нул­ся в Ки­тай, по­лу­чил пост пре­по­да­ва­те­ля кит. язы­ка, ис­то­рии и гео­гра­фии в во­ен. шко­ле. По­сле Синь­хай­ской ре­во­лю­ции на­зна­чен рек­то­ром Ань­хой­ской выс­шей шко­лы (вско­ре уни­вер­си­те­та). Уча­ст­во­вал в т. н. Вто­рой ре­во­лю­ции – не­удач­ной борь­бе Го­минь­да­на с дик­та­ту­рой Юань Ши­кая, был не­на­дол­го аре­сто­ван, бе­жал в Шан­хай. Осе­нью 1915 из­да­вал в Шан­хае ж. «Цин­нянь» («Юность»; в 1916 пе­ре­име­но­ван в «Синь цин­нянь» – «Но­вая юность»), став­ший са­мым по­пу­ляр­ным жур­на­лом Ки­тая и ве­ду­щим ор­га­ном «дви­же­ния за но­вую куль­ту­ру». Жур­нал ост­ро кри­ти­ко­вал кон­сер­ва­тив­ную кон­фу­ци­ан­скую мо­раль, вы­сту­пая за рас­про­стра­не­ние в Ки­тае зап. стан­дар­тов ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, де­мо­кра­тии и прав че­ло­ве­ка. Вме­сте с ре­дак­ци­ей жур­на­ла пе­ре­ехал в Пе­кин, где по­зна­ко­мил­ся с уча­ст­ни­ка­ми мар­кси­ст­ско­го круж­ка, ор­га­ни­зо­ван­но­го Ли Дач­жао, с дек. 1918 они из­да­ва­ли еже­не­дель­ник «Мэй-чжоу пин­лунь» («Еже­не­дель­ный об­зор»). Ак-

тив­ное уча­стие Ч. Д. в дви­же­нии «Чет­вёр­то­го мая» при­ве­ло к его аре­сту ле­том 1919 и уволь­не­нию из ун-та. Вый­дя из тюрь­мы осе­нью 1919, он уе­хал в Шан­хай, где ос­но­вал мар­кси­ст­скую груп­пу, встре­чал­ся с Г. Н. Вой­тин­ским (Зар­хи­ным), на­прав­лен­ным в Ки­тай Ко­мин­тер­ном с це­лью соз­да­ния Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая (КПК). Не уча­ст­во­вал в про­шед­шем в Шан­хае и Цзя­си­не 1-м съез­де КПК (23–31.7.1921), тем не ме­нее был вы­бран сек­ре­та­рём Центр. бю­ро КПК. В 1922 из­бран пред. ЦИК КПК, в 1927 – ге­не­раль­ным сек­ре­та­рём ЦИК (ЦК) КПК. В 1925 из-за от­ка­за Ч. Д. пуб­ли­ко­вать в парт. пе­ча­ти ста­тью Мао Цзэ­ду­на о том, что в кре­сть­ян­ском Ки­тае ком­му­ни­стам не­воз­мож­но опи­рать­ся толь­ко на ра­бо­чий класс, на­ча­лась их вза­им­ная вра­ж­да. В кон. 1926 – нач. 1927 в ус­ло­ви­ях на­чав­ше­го­ся Се­вер­но­го по­хо­да КПК при не­по­средств. уча­стии Ч. Д. уда­лось ор­га­ни­зо­вать в Шан­хае ряд вос­ста­ний и 21.3.1927 взять го­род под свой кон­троль. Од­на­ко уже 12.4.1927 его за­ня­ли вер­ные Чан Кай­ши от­ря­ды; на­ча­лись мас­со­вые убий­ст­ва ком­му­ни­стов. Силь­но ос­лаб­лен­ная КПК бы­ла вы­ну­ж­де­на уй­ти в под­по­лье. На Хань­коу­ском со­ве­ща­нии (7.8.1927) бы­ло при­ня­то за­яв­ле­ние Ч. Д. об от­став­ке с по­ста ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря (при этом Ч. Д. был на­зван гл. ви­нов­ни­ком не­удач пар­тии).

Ле­том 1929 Ч. Д. на­пра­вил в ЦК КПК ряд пи­сем, в ко­то­рых кри­ти­ко­вал про­со­вет­ские взгля­ды ру­ко­во­дства пар­тии, ста­вя­щей ин­те­ре­сы СССР пре­вы­ше ин­те­ре­сов Ки­тая; вы­ска­зы­вал­ся за бо́льшую де­мо­кра­тию и плю­ра­лизм мне­ний в парт. пе­ча­ти. 15.11.1929 по­сле не­сколь­ких кри­тич. пи­сем в ЦК КПК был ис­клю­чён из пар­тии. 10.12.1929 об­ра­тил­ся ко всем чле­нам КПК с от­кры­тым пись­мом, при­звав их встать в ря­ды ме­ж­ду­нар. оп­по­зи­ции во гла­ве с Л. Д. Троц­ким и вес­ти борь­бу с оп­пор­ту­низ­мом Ко­мин­тер­на и ЦК КПК, став­ше­го «сле­пым ору­ди­ем Ста­ли­на». В окт. 1932 аре­сто­ван, при­го­во­рён к 13 го­дам тюрь­мы, в авг. 1937 ос­во­бо­ж­дён в свя­зи с об­ра­зо­ва­ни­ем Еди­но­го ан­ти­япон­ско­го фрон­та КПК и Го­минь­да­на. Ото­шёл от по­ли­ти­ки, пре­по­да­вал в шко­ле, за­ни­мал­ся на­уч. дея­тель­но­стью. От­ка­зал­ся как от пред­ло­же­ний Чан Кай­ши соз­дать но­вую ком­му­ни­стич. пар­тию в про­ти­во­вес КПК, так и от пред­ло­же­ний ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи от Чжоу Энь­лая. В сво­их позд­них ра­бо­тах вы­сту­пал как прин­ци­пи­аль­ный про­тив­ник то­та­ли­та­риз­ма.

Лит.: Усов В. Н. Чэнь Ду­сю // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу