ЧЭНЬ ДУСЮ́
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЭНЬ ДУСЮ́ (наст. имя Чэнь Цяньшэн) (9.10.1879, Аньцин, Аньхой – 27.5.1942, Цзянцзинь, Сычуань), кит. гос. и политич. деятель. Из богатой семьи чиновников. В 1898 поступил в академию Цюши (Правдоискательства; ныне Чжэцзянский ун-т) в Ханчжоу, учился франц. языку и кораблестроению. В окт. 1901 – марте 1902 и с сент. 1902 на учёбе в Японии (сначала на курсах япон. языка, затем на сухопутном отделении воен. уч-ща Сэйдзё), там познакомился с социалистич. идеями. В марте 1903 Ч. Д. за дерзкий поступок был выслан в Китай. С марта 1904 участвовал в издании ж. «Аньхуэй сухуа-бао» («Аньхуэйский журнал на обиходном языке»), который вскоре стал одним из самых известных печатных органов на разг. языке (в 1904–05 вышло 23 номера, в которых опубликовано ок. 50 статей Ч. Д.). Участвовал в создании ряда патриотич. и антиманьчжурских групп, но отказывался вступать в Тунмэнхуэй, считая сторонников Сунь Ятсена расистами. С 1907 снова в Японии, где учил англ. яз., затем поступил в Ун-т Васэда. В 1908 вернулся в Китай, получил пост преподавателя кит. языка, истории и географии в воен. школе. После Синьхайской революции назначен ректором Аньхойской высшей школы (вскоре университета). Участвовал в т. н. Второй революции – неудачной борьбе Гоминьдана с диктатурой Юань Шикая, был ненадолго арестован, бежал в Шанхай. Осенью 1915 издавал в Шанхае ж. «Циннянь» («Юность»; в 1916 переименован в «Синь циннянь» – «Новая юность»), ставший самым популярным журналом Китая и ведущим органом «движения за новую культуру». Журнал остро критиковал консервативную конфуцианскую мораль, выступая за распространение в Китае зап. стандартов индивидуализма, демократии и прав человека. Вместе с редакцией журнала переехал в Пекин, где познакомился с участниками марксистского кружка, организованного Ли Дачжао, с дек. 1918 они издавали еженедельник «Мэй-чжоу пинлунь» («Еженедельный обзор»). Ак-
тивное участие Ч. Д. в движении «Четвёртого мая» привело к его аресту летом 1919 и увольнению из ун-та. Выйдя из тюрьмы осенью 1919, он уехал в Шанхай, где основал марксистскую группу, встречался с Г. Н. Войтинским (Зархиным), направленным в Китай Коминтерном с целью создания Коммунистической партии Китая (КПК). Не участвовал в прошедшем в Шанхае и Цзясине 1-м съезде КПК (23–31.7.1921), тем не менее был выбран секретарём Центр. бюро КПК. В 1922 избран пред. ЦИК КПК, в 1927 – генеральным секретарём ЦИК (ЦК) КПК. В 1925 из-за отказа Ч. Д. публиковать в парт. печати статью Мао Цзэдуна о том, что в крестьянском Китае коммунистам невозможно опираться только на рабочий класс, началась их взаимная вражда. В кон. 1926 – нач. 1927 в условиях начавшегося Северного похода КПК при непосредств. участии Ч. Д. удалось организовать в Шанхае ряд восстаний и 21.3.1927 взять город под свой контроль. Однако уже 12.4.1927 его заняли верные Чан Кайши отряды; начались массовые убийства коммунистов. Сильно ослабленная КПК была вынуждена уйти в подполье. На Ханькоуском совещании (7.8.1927) было принято заявление Ч. Д. об отставке с поста генерального секретаря (при этом Ч. Д. был назван гл. виновником неудач партии).
Летом 1929 Ч. Д. направил в ЦК КПК ряд писем, в которых критиковал просоветские взгляды руководства партии, ставящей интересы СССР превыше интересов Китая; высказывался за бо́льшую демократию и плюрализм мнений в парт. печати. 15.11.1929 после нескольких критич. писем в ЦК КПК был исключён из партии. 10.12.1929 обратился ко всем членам КПК с открытым письмом, призвав их встать в ряды междунар. оппозиции во главе с Л. Д. Троцким и вести борьбу с оппортунизмом Коминтерна и ЦК КПК, ставшего «слепым орудием Сталина». В окт. 1932 арестован, приговорён к 13 годам тюрьмы, в авг. 1937 освобождён в связи с образованием Единого антияпонского фронта КПК и Гоминьдана. Отошёл от политики, преподавал в школе, занимался науч. деятельностью. Отказался как от предложений Чан Кайши создать новую коммунистич. партию в противовес КПК, так и от предложений материальной помощи от Чжоу Эньлая. В своих поздних работах выступал как принципиальный противник тоталитаризма.