Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЯ́О

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 420

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров, А. И. Соловьёв
Культура Каяо. Металлическое зеркало (1); бронзовые навершие (2), наконечник копья (3), топор (7), колокольчик (8), нож (9); развёртка рисунка на костяной трубочке (4); костяная пластинка (5); расписн...

КАЯ́О (Ка­юэ, Ця­юэ), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра брон­зо­во­го ве­ка в вер­ховь­ях р. Ху­ан­хэ (на тер­ри­то­рии совр. про­вин­ции Цин­хай, Ки­тай). На­зва­на по мо­гиль­ни­ку Ка­яо, впер­вые ис­сле­до­ван­но­му в 1923 Ю. Г. Ан­дер­со­ном, ко­то­рый от­нёс на­ход­ки к куль­ту­ре Сы­ва. Вы­де­ле­ние К. в осо­бую куль­ту­ру обос­но­вал Ся Най в 1949, осн. па­мят­ни­ки рас­ко­па­ны в 1980-е гг. Тра­ди­ци­он­но К. да­ти­ро­ва­ли 9–6 вв. до н. э.; ра­дио­уг­ле­род­ные ме­то­ды да­ти­ро­ва­ния поз­во­ли­ли уд­рев­нить па­мят­ни­ки до 17–16 вв. Пре­об­ла­да­ют по­гре­бе­ния в оваль­ных или под­тре­уголь­ных ямах, есть в ка­мен­ных ящи­ках; мо­ги­лы – грун­то­вые или впу­ск­ные в на­сыпь кур­га­на. Для по­кой­ни­ков на дне ям час­то вы­ка­пы­ва­лись до­пол­ни­тель­ные под­пря­мо­уголь­ные уг­луб­ле­ния, длин­ные стен­ки ко­то­рых не­ред­ко об­ши­ва­ли тё­сом, пе­ре­кры­ва­ли ко­рот­ки­ми по­пе­реч­ны­ми, ре­же про­доль­ны­ми пла­ха­ми. В осн. тру­по­по­ло­же­ния, вы­тя­ну­тые на спи­не, го­ло­вой на се­вер; есть нич­ком, скор­чен­ные на бо­ку, вто­рич­ные (иногда тру­по­сож­же­ния). Вы­ше муж­ских по­гре­бе­ний (на усту­пе) час­то на­хо­дят кос­ти ло­ша­ди (воз­мож­но, шку­ра или чу­че­ло ко­ня); встре­ча­ют­ся кос­ти ко­ров, овец, со­бак. Де­тей обыч­но хо­ро­ни­ли в 2 ке­ра­мич. кор­ча­гах, со­еди­нён­ных гор­ло­ви­на­ми. Есть бо­га­тые мо­ги­лы (сот­ни пред­ме­тов, в т. ч. пре­стиж­ное брон­зо­вое ору­жие; со­пог­ре­бе­ния, в т. ч. в ни­шах; по-ви­ди­мо­му – жерт­вы), но боль­шин­ст­во – без ин­вен­та­ря или с 1–2 со­су­да­ми. Круг­лые и под­квад­рат­ные по­лу­зем­лян­ки с оча­гом по­сре­ди­не, пря­мо­уголь­ные на­зем­ные до­ма (ред­ко двух­ка­мер­ные), пол в ко­то­рых по­кры­вал­ся сло­ем гли­ны или ут­рам­бо­ван­ной зем­ли, в цен­тре – ка­мен­ный очаг, по пе­ри­мет­ру мог­ли де­лать га­леч­ные вы­клад­ки. Ка­мен­ные то­по­ры, за­сту­пы, жат­вен­ные но­жи, ли­тей­ные ков­ши; мо­ло­ты из мра­мо­ра; кос­тя­ные ло­па­ты, ши­лья, иг­лы, пряс­ли­ца; кол­ча­ны из бе­ре­сты; брон­зо­вые се­ки­ры, то­по­ры, но­жи, зер­ка­ла, на­ко­неч­ни­ки стрел, бу­бен­цы, бляш­ки, изо­бра­же­ния лю­дей и до­маш­них жи­вот­ных и др. Не­ко­то­рые из­де­лия близ­ки на­ход­кам ран­не­го пе­рио­да Шан (Инь). Ана­ло­ги на­вер­ши­ям с фи­гур­ка­ми жи­вот­ных есть в позд­нем брон­зо­вом ве­ке Юж. Си­би­ри, ко­ло­ко­ло­вид­ным под­вес­кам – в ран­нем же­лез­ном ве­ке за­пад­носи­бир­ской ле­со­сте­пи. Сход­ст­во ти­пов ору­жия (втуль­ча­тые то­по­ры с пет­лёй на обуш­ке) и сти­ли­стич. осо­бен­но­стей ли­чин на не­боль­ших скульп­ту­рах К. с изо­бра­же­ния­ми на олен­ных кам­нях Мон­го­лии, а так­же ана­ло­гии фи­гур оле­ней и ко­шачь­их со зве­ри­ным сти­лем Сев. Азии лег­ли в ос­но­ву ги­по­те­зы об уча­стии К. в фор­ми­ро­ва­нии куль­ту­ры олен­ных кам­ней. Ха­рак­тер­на ке­ра­мич. по­су­да с пло­ским или во­гну­тым дном, раз­ду­тым ту­ло­вом, па­рой бо­ко­вых ру­чек от вен­чи­ка к пле­чи­кам. Пер­вая груп­па – вы­со­кие кув­ши­ны с вы­де­лен­ной шей­кой; в ор­на­мен­ти­ке – чер­ты по­стан­д­ро­нов­ских куль­тур Сев. и Ср. Азии (см. Ан­д­ро­нов­ская куль­ту­ра): ме­андр, ря­ды за­штри­хо­ван­ных рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков, зо­наль­ность. Вто­рая груп­па ха­рак­те­ри­зу­ет­ся при­зе­ми­сто­стью форм, в ор­на­мен­ти­ке – ряда­ми про­филь­ных фи­гу­рок коз­лов, оле­ней, поя­сами из про­стых ши­ро­ких ли­ний на шей­ке со­су­да или из па­рал­лель­ных рядов тре­уголь­ни­ков, на­прав­лен­ных вер­ши­на­ми друг к дру­гу так, что тре­уголь­ни­ки од­но­го ряда рас­по­ло­же­ны ме­ж­ду треугольниками дру­го­го. Про­сле­жи­ва­ет­ся сход­ст­во с ке­ра­ми­кой куль­тур Циц­зя и Синь­дянь, а так­же с куль­ту­рой Мац­зя­яо (воз­мож­но, ге­не­ти­че­ское). В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – вы­ра­щи­ва­ние про­са и ско­то­вод­ст­во (ов­цы, круп­ный ро­га­тый скот). Кит. ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что К. ос­тав­ле­на пле­ме­на­ми древ­них ця­нов, ко­то­рые, по дан­ным кит. эпи­гра­фи­ки и ле­то­пи­сей, на­се­ля­ли тер­ри­то­рию Гань­су-Цин­хай­ско­го на­го­рья в эпо­хи Шан и Чжоу, а за­тем пе­ре­мес­ти­лись на Ти­бет­ское на­го­рье, где при­ня­ли уча­стие в эт­но­ге­не­зе ти­бет­цев.

Лит.: Ко­ва­лев А. А. О про­ис­хо­ж­де­нии куль­ту­ры олен­ных кам­ней // Ев­ра­зия сквозь ве­ка. СПб., 2001; Се Ду­ань­цзюй. Гань-Цин ди­цюй ши­цянь као­гу. Пе­кин, 2002; Чжун­го као­гу­сюэ: Ся Шан цзю­ань. Пе­кин, 2003.

Вернуться к началу