КАЯ́О
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЯ́О (Каюэ, Цяюэ), археологич. культура бронзового века в верховьях р. Хуанхэ (на территории совр. провинции Цинхай, Китай). Названа по могильнику Каяо, впервые исследованному в 1923 Ю. Г. Андерсоном, который отнёс находки к культуре Сыва. Выделение К. в особую культуру обосновал Ся Най в 1949, осн. памятники раскопаны в 1980-е гг. Традиционно К. датировали 9–6 вв. до н. э.; радиоуглеродные методы датирования позволили удревнить памятники до 17–16 вв. Преобладают погребения в овальных или подтреугольных ямах, есть в каменных ящиках; могилы – грунтовые или впускные в насыпь кургана. Для покойников на дне ям часто выкапывались дополнительные подпрямоугольные углубления, длинные стенки которых нередко обшивали тёсом, перекрывали короткими поперечными, реже продольными плахами. В осн. трупоположения, вытянутые на спине, головой на север; есть ничком, скорченные на боку, вторичные (иногда трупосожжения). Выше мужских погребений (на уступе) часто находят кости лошади (возможно, шкура или чучело коня); встречаются кости коров, овец, собак. Детей обычно хоронили в 2 керамич. корчагах, соединённых горловинами. Есть богатые могилы (сотни предметов, в т. ч. престижное бронзовое оружие; сопогребения, в т. ч. в нишах; по-видимому – жертвы), но большинство – без инвентаря или с 1–2 сосудами. Круглые и подквадратные полуземлянки с очагом посредине, прямоугольные наземные дома (редко двухкамерные), пол в которых покрывался слоем глины или утрамбованной земли, в центре – каменный очаг, по периметру могли делать галечные выкладки. Каменные топоры, заступы, жатвенные ножи, литейные ковши; молоты из мрамора; костяные лопаты, шилья, иглы, пряслица; колчаны из бересты; бронзовые секиры, топоры, ножи, зеркала, наконечники стрел, бубенцы, бляшки, изображения людей и домашних животных и др. Некоторые изделия близки находкам раннего периода Шан (Инь). Аналоги навершиям с фигурками животных есть в позднем бронзовом веке Юж. Сибири, колоколовидным подвескам – в раннем железном веке западносибирской лесостепи. Сходство типов оружия (втульчатые топоры с петлёй на обушке) и стилистич. особенностей личин на небольших скульптурах К. с изображениями на оленных камнях Монголии, а также аналогии фигур оленей и кошачьих со звериным стилем Сев. Азии легли в основу гипотезы об участии К. в формировании культуры оленных камней. Характерна керамич. посуда с плоским или вогнутым дном, раздутым туловом, парой боковых ручек от венчика к плечикам. Первая группа – высокие кувшины с выделенной шейкой; в орнаментике – черты постандроновских культур Сев. и Ср. Азии (см. Андроновская культура): меандр, ряды заштрихованных равнобедренных треугольников, зональность. Вторая группа характеризуется приземистостью форм, в орнаментике – рядами профильных фигурок козлов, оленей, поясами из простых широких линий на шейке сосуда или из параллельных рядов треугольников, направленных вершинами друг к другу так, что треугольники одного ряда расположены между треугольниками другого. Прослеживается сходство с керамикой культур Цицзя и Синьдянь, а также с культурой Мацзяяо (возможно, генетическое). В основе хозяйства – выращивание проса и скотоводство (овцы, крупный рогатый скот). Кит. исследователи считают, что К. оставлена племенами древних цянов, которые, по данным кит. эпиграфики и летописей, населяли территорию Ганьсу-Цинхайского нагорья в эпохи Шан и Чжоу, а затем переместились на Тибетское нагорье, где приняли участие в этногенезе тибетцев.