Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́НКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 654

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТА́НКА, тхан­гка, кут­ханг (ти­бет. thang­ka – сви­ток), в ти­бет. изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве изо­бра­же­ние пре­им. ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния, вы­пол­нен­ное клее­вы­ми крас­ка­ми или от­пе­ча­тан­ное на хлоп­ча­то­бу­маж­ной тка­ни (шёл­ке), пред­ва­ри­тель­но за­грун­то­ван­ной сме­сью из ме­ла и жи­вот­но­го клея. Объ­ек­та­ми изо­бра­же­ния Т., под­чи­няю­щи­ми­ся стро­гим ка­но­нам, мо­гут быть: Буд­да Шакь­я­му­ни, пер­со­на­жи буд­дий­ско­го пан­те­о­на, жи­тия буд­дий­ских учи­те­лей и пер­со­на­жей не­ко­то­рых тан­три­че­ских цик­лов, сю­же­ты бар­до – про­ме­жу­точ­но­го со­стоя­ния ме­ж­ду смер­тью и по­сле­дую­щим ро­ж­де­ни­ем, т. н. ко­лё­са жиз­ни, по­ка­зы­ваю­щие 6 ми­ров (бо­гов, лю­дей, асур, ду­хов, жи­вот­ных и ада), а так­же ман­да­лы.

Лит.: Ге­ра­си­мо­ва К. М. Па­мят­ни­ки эс­те­ти­че­ской мыс­ли Вос­то­ка: Ти­бет­ский ка­нон про­пор­ций. Улан-Удэ, 1971; Ог­не­ва Е. Д. Струк­ту­ра ти­бет­ской ико­ны // Про­бле­ма ка­но­на в древ­нем и сред­не­ве­ко­вом ис­кус­ст­ве Азии и Аф­ри­ки. М., 1973; Ре­рих Ю. Н. Ти­бет­ская жи­во­пись. Са­ма­ра, 2000; Бад­ма­жа­пов Ц.-Б. Ико­но­гра­фия Вад­жрая­ны: Аль­бом. М., 2003.

Вернуться к началу