Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРДО́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 42

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

БАРДО́ (тибет.), в буд­диз­ме – про­ме­жу­точ­ное со­стоя­ние ме­ж­ду смер­тью ин­ди­ви­да и его но­вым ро­ж­де­ни­ем. За­кре­пив­ший­ся в ев­роп. и рус. куль­ту­ре тер­мин «Б.» обя­зан сво­ей из­вест­но­стью тру­дам англ. ис­сле­до­ва­те­ля У. Й. Эванс-Вент­ца и осо­бен­но его «Ти­бет­ской кни­ге мёрт­вых (Бар­до Тхе­дол)» (1927). В ка­но­не тхе­ра­ва­ды про­ме­жу­точ­ное со­стоя­ние от­ри­ца­ет­ся, но у Асан­ги (4 в.) и Ва­су­банд­ху (4–5 вв.) оно ста­но­вит­ся пред­ме­том осо­бо­го уче­ния. Со­глас­но ему, ин­ди­вид, ко­то­ро­му пред­сто­ит пе­ре­ро­дить­ся в ми­рах ни­же сфе­ры нир­ва­ны, по­сле смер­ти ста­но­вит­ся «ганд­хар­вой» (так же име­ну­ет­ся класс по­лу­бо­гов в брах­ма­низ­ме и ин­ду­из­ме), бес­плот­ным мыс­ля­щим су­ще­ст­вом. Для об­ра­зо­ва­ния бу­ду­ще­го за­ро­ды­ша ганд­хар­ва так же ва­жен, как оп­ло­до­тво­ре­ние ма­те­ри или её здо­ро­вье. В те­че­ние 7 дней ганд­хар­ва дол­жен по­дыс­кать под­хо­дя­щее ему (по уров­ню ом­ра­чён­но­сти соз­на­ния, со­ци­аль­но­му ста­ту­су и т. п.) ма­те­рин­ское ло­но. Ес­ли это не уда­ёт­ся, то он уми­ра­ет и сра­зу же ро­ж­да­ет­ся вновь, что мо­жет по­вто­рять­ся 7 раз. Сле­до­ва­тель­но, ганд­хар­ва мо­жет пре­бы­вать в Б. мак­си­мум 49 дней. Ганд­хар­вы об­ла­да­ют ор­га­на­ми чувств (кро­ме вку­са) и ря­дом па­ра­нор­маль­ных спо­соб­но­стей; напр., они мо­гут мгно­вен­но пе­ре­ме­щать­ся в лю­бую точ­ку про­стран­ст­ва. Ви­ди­мы ганд­хар­вы толь­ко друг дру­гу и йо­гам, раз­вив­шим в се­бе па­ра­нор­маль­ные спо­соб­но­сти. В позд­нем инд. буд­диз­ме вад­жрая­ны и в Ти­бе­те уче­ние о Б. по­лу­чи­ло мощ­ное раз­ви­тие в свя­зи с док­три­ной жи­вых во­пло­щен­цев: из­вест­ных учи­те­лей, мис­ти­ков, да­лай-лам, пан­чен-лам, кар­мап (см. Ти­бет­ский буд­дизм) и др. Счи­та­ет­ся, что не­ко­то­рые свя­тые по­сле сво­ей смер­ти, на­хо­дясь в Б., в ре­зуль­та­те за­ня­тий йо­гой и об­ще­ния с ганд­хар­ва­ми др. свя­тых или бо­гов мо­гут дос­тичь нир­ва­ны. В Ти­бе­те уче­ние о Б. до­пол­ни­лось раз­де­ла­ми о том, как пра­виль­но уми­рать и как на­учить­ся ви­деть ганд­хар­вов. В Ки­тае и Япо­нии его влия­ние ска­за­лось на це­ре­мо­нии по­ми­на­ния умер­ших ка­ж­дые семь дней до 49-го дня.

Лит.: Чо­кьи Ни­ма Рин­по­че. Пу­те­во­ди­тель по жиз­ни и смер­ти. СПб., 1995; Ти­бет­ская кни­га о ве­ли­ком ос­во­бо­ж­де­нии или Дос­ти­же­ние нир­ва­ны пу­тем по­зна­ния ума / Вве­де­ние и ком­мент. У. Й. Эван­са-Вент­ца. Са­ма­ра, 1998; Ара­га Кар­ма Чаг­ме. Путь че­рез вра­та смер­ти. Улан-Удэ, 1999.

Вернуться к началу