БАРДО́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАРДО́ (тибет.), в буддизме – промежуточное состояние между смертью индивида и его новым рождением. Закрепившийся в европ. и рус. культуре термин «Б.» обязан своей известностью трудам англ. исследователя У. Й. Эванс-Вентца и особенно его «Тибетской книге мёртвых (Бардо Тхедол)» (1927). В каноне тхеравады промежуточное состояние отрицается, но у Асанги (4 в.) и Васубандху (4–5 вв.) оно становится предметом особого учения. Согласно ему, индивид, которому предстоит переродиться в мирах ниже сферы нирваны, после смерти становится «гандхарвой» (так же именуется класс полубогов в брахманизме и индуизме), бесплотным мыслящим существом. Для образования будущего зародыша гандхарва так же важен, как оплодотворение матери или её здоровье. В течение 7 дней гандхарва должен подыскать подходящее ему (по уровню омрачённости сознания, социальному статусу и т. п.) материнское лоно. Если это не удаётся, то он умирает и сразу же рождается вновь, что может повторяться 7 раз. Следовательно, гандхарва может пребывать в Б. максимум 49 дней. Гандхарвы обладают органами чувств (кроме вкуса) и рядом паранормальных способностей; напр., они могут мгновенно перемещаться в любую точку пространства. Видимы гандхарвы только друг другу и йогам, развившим в себе паранормальные способности. В позднем инд. буддизме ваджраяны и в Тибете учение о Б. получило мощное развитие в связи с доктриной живых воплощенцев: известных учителей, мистиков, далай-лам, панчен-лам, кармап (см. Тибетский буддизм) и др. Считается, что некоторые святые после своей смерти, находясь в Б., в результате занятий йогой и общения с гандхарвами др. святых или богов могут достичь нирваны. В Тибете учение о Б. дополнилось разделами о том, как правильно умирать и как научиться видеть гандхарвов. В Китае и Японии его влияние сказалось на церемонии поминания умерших каждые семь дней до 49-го дня.