Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУЛЁВСКИЙ ФАРФО́РОВЫЙ ЗАВО́Д

Авторы: Т. Л. Астраханцева
Дулёвский фарфоровый завод. П. В. Леонов. Сервиз«Золотой олень». Фарфор, надглазурная роспись, золото. 1957. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва). Фото А. И. Нагаева

ДУЛЁВСКИЙ ФАРФО́РОВЫЙ ЗАВО́Д, на­хо­дит­ся в г. Ли­ки­но-Ду­лё­во Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го р-на Моск. обл. Ос­но­ван в 1832 гжель­ским куп­цом Т. Я. Куз­не­цо­вым. В 1889 его внук М. С. Куз­не­цов ос­но­вал объ­е­ди­не­ние «Т-во про­из­вод­ст­ва фар­фо­ро­вых и фа­ян­со­вых из­де­лий М. С. Куз­не­цо­ва», ку­да Д. ф. з. вхо­дил в чис­ле вось­ми за­во­дов. В это вре­мя за­вод дос­тиг наи­боль­шей из­вест­нос­ти и про­цве­та­ния, вы­пус­кая фар­фор вы­со­ко­го тех­нич. ка­че­ст­ва (сто­ло­вая и чай­ная по­су­да, ва­зы, на­столь­ные при­над­леж­но­сти с изо­бра­же­ни­ем жан­ро­вых сцен, ро­ман­тич. пей­за­жей, с вос­точ­ным ор­на­мен­том; скульп­ту­ра, в т. ч. из би­ск­ви­та). В кон. 19 – нач. 20 вв. на за­во­де гос­под­ство­вал «рус­ский стиль» с фольк­лор­ны­ми мо­ти­ва­ми и те­ат­ра­ли­зо­ван­ны­ми сце­на­ми из «бо­яр­ской» жиз­ни. По­пу­ля­рен был так­же кре­сть­ян­ский «ага­шеч­ный» фар­фор, ук­ра­шав­ший­ся цве­та­ми («агаш­ка­ми») и яго­да­ми, вы­пол­нен­ны­ми ско­ро­пис­ным ма­хо­вым пись­мом. Дея­тель­ность Д. ф. з. это­го пе­рио­да бы­ла от­ме­че­на мно­го­числ. на­гра­да­ми, М. С. Куз­не­цов удо­сто­ен зва­ния По­став­щи­ка Е. И. В. В 1918 пред­при­ятие бы­ло на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но и пе­ре­име­но­ва­но в Ду­лёв­ский гос. за­вод. За го­ды сов. вла­сти за­вод раз­вил мас­со­вое про­из­вод­ст­во, был ре­кон­ст­руи­ро­ван и ме­ха­ни­зи­ро­ван; при этом бóль­шую до­лю в про­из­вод­ст­ве со­став­ля­ли чай­ные, ко­фей­ные, сто­ло­вые сер­ви­зы с руч­ной цве­точ­ной рос­пи­сью. В 1920-х – нач. 1930-х гг. шли по­ис­ки сти­ля но­во­го сов. фар­фо­ра, с за­во­дом со­труд­ни­ча­ли проф. ху­дож­ни­ки и скульп­то­ры: М. И. Ада­мо­вич, В. А. Ва­та­гин, И. С. Ефи­мов, Н. Я. Дань­ко, П. П. Кон­ча­лов­ский, П. В. Куз­не­цов, В. И. Му­хи­на, И. Г. Фрих-Хар. Ро­ж­де­ние совр. сти­ля ду­лёв­ско­го фар­фо­ра, ос­но­ван­но­го на сво­бод­ной кис­те­вой рос­пи­си и яр­ких кон­тра­ст­ных цве­тах, бы­ло свя­за­но с име­нем П. В. Ле­о­но­ва, гл. ху­дож­ни­ка за­во­да. В соз­да­нии но­вых ду­лёв­ских из­де­лий в 1930-е гг. уча­ст­во­ва­ли так­же скульп­то­ры Н. А. За­мя­ти­на, П. М. Ко­жин, А. Г. Сот­ни­ков и др. Во 2-й пол. 20 в. на за­во­де ра­бо­та­ли ху­дож­ни­ки и скульп­то­ры А. Д. Брже­зиц­кая, О. М. Бо­гда­но­ва, Н. А. Ма­лы­ше­ва, В. Д. Ри­гин, М. Ф. Сер­гее­ва, В. К. Яс­не­цов и др. В 2003 на ба­зе Д. ф. з. соз­дан про­из­водств. коо­пе­ра­тив «Ду­лёв­ский фар­фор».

Лит.: Ан­д­рее­ва Л. В. Со­вет­ский фар­фор, 1920–1930 гг. М.,1975; Сказ о ду­лев­ском фар­фо­ре. М., 1975; Ко­но­ва­лов А. Д. Ду­лев­ский фар­фо­ро­вый. М., 1980.

Вернуться к началу