КОНЧАЛО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНЧАЛО́ВСКИЙ Пётр Петрович [9(21).2.1876, Славянск Харьковской губ. – 2.2.1956, Москва], рос. живописец, график, сценограф; нар. художник РСФСР (1946), д. чл. АХ СССР (1947). Дед А. С. Кончаловского и Н. С. Михалкова, брат М. П. Кончаловского. Учился в Рисовальной школе М. Д. Раевской-Ивановой в Харькове (1885), Строгановском уч-ще в Москве (1889) у В. Д. Суханова, в академии Р. Жюлиана в Париже (1896–98) у Ж. Ж. Бенжамен-Констана и Ж. П. Лоранса, в петерб. АХ (1898–1907) у Г. Р. Залемана, П. О. Ковалевского, В. Е. Савинского. В 1904 посетил Францию, Испанию, Германию, Великобританию, Италию (куда приезжал периодически в 1907–14); в 1924 – Италию и Францию. В 1914–17 находился на воен. службе. На формирование творчества К. большое влияние оказали рус. реалистич. живопись (был дружен с В. И. Суриковым, на дочери которого был женат) и новейшее франц. иск-во. Один из основателей объединения «Бубновый валет» (1910). В ранних произведениях К. формальные поиски в духе творчества П. Сезанна и начальных этапов кубизма сочетаются со стихийной праздничностью красок, с оптимистич. восприятием мира: «Бой быков», портрет Г. Б. Якулова (оба 1910), «Семейный портрет» («Сиенский портрет», 1912), «Сухие краски» (1912–13; все – в ГТГ), виды Сиены, Юга Франции, Судака; также натюрморты.
После 1917 К. стал одним из ведущих мастеров сов. живописи; был членом об-ва «Бытие» (1921–30). В творчестве К. 1920-х гг. ощутимо влияние иск-ва старых мастеров («Автопортрет с женой», 1923, ГТГ; «Геркулес и Омфала», 1928, собрание семьи художника, Москва). Вплоть до 1950-х гг. много путешествовал по стране, работал в Новгороде, Крыму, на Кавказе, в Мурманске и Апатитах (писал новостройки первых пятилеток). Чувственная красота мира, богатство его красок воплощены в натюрмортах К. («Сирень», 1933; «Хлеб, ветчина и вино», 1948, оба – в ГТГ), пейзажах и жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, ГРМ; «Купание Красной конницы», 1928, Центр. музей Вооруж. Сил РФ; «Полотёр», 1946, ГТГ). Его портреты жизнерадостны (жена, О. В. Кончаловская, 1925; пианист В. В. Софроницкий за роялем, 1932; композитор С. С. Прокофьев, 1934; все – в ГТГ; «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941, ГРМ), иногда отмечены драматизмом (В. Э. Мейерхольд, 1938, ГТГ).
Как сценограф работал в Москве с 1904 («Ураган» А. Брюно, моск. Частная рус. опера С. И. Мамонтова); оформлял спектакли Оперного театра С. И. Зимина («Купец Калашников» А. Г. Рубинштейна, 1912, и др.), позднее – МХАТа («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, 1933), ГАБТа («Кармен» Ж. Бизе, 1945). Театральным работам К. присущи яркая живописность и звучность цвета, реалистич. трактовка среды (места действия). Оставил также значит. графич. наследие (пейзажи, портреты). Преподавал в ГСХМ (1918–21) и Вхутеине (1926–1929; проф.) в Москве. Гос. пр. СССР (1943). Его сын – живописец Михаил Петрович Кончаловский (1906–2000).