Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНЧАЛО́ВСКИЙ

П. П. Кончаловский. «Натюрморт с красным подносом». 1910-е гг. Частное собрание (Москва).

КОНЧАЛО́ВСКИЙ Пётр Пет­ро­вич [9(21).2.1876, Сла­вянск Харь­ков­ской губ. – 2.2.1956, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф; нар. ху­дож­ник РСФСР (1946), д. чл. АХ СССР (1947). Дед А. С. Кон­ча­лов­ско­го и Н. С. Ми­хал­ко­ва, брат М. П. Кончаловского. Учил­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле М. Д. Ра­ев­ской-Ива­но­вой в Харь­ко­ве (1885), Стро­га­нов­ском уч-ще в Мо­ск­ве (1889) у В. Д. Су­ха­но­ва, в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на в Па­ри­же (1896–98) у Ж. Ж. Бен­жа­мен-Кон­ста­на и Ж. П. Ло­ран­са, в пе­терб. АХ (1898–1907) у Г. Р. За­ле­ма­на, П. О. Ко­ва­лев­ско­го, В. Е. Са­вин­ско­го. В 1904 по­се­тил Фран­цию, Ис­па­нию, Гер­ма­нию, Ве­ли­ко­бри­та­нию, Ита­лию (ку­да при­ез­жал пе­рио­ди­че­ски в 1907–14); в 1924 – Ита­лию и Фран­цию. В 1914–17 на­хо­дил­ся на во­ен. служ­бе. На фор­ми­ро­ва­ние твор­че­ст­ва К. боль­шое влия­ние ока­за­ли рус. реа­ли­стич. жи­во­пись (был дру­жен с В. И. Су­ри­ко­вым, на до­че­ри ко­то­ро­го был же­нат) и но­вей­шее франц. иск-во. Один из ос­но­ва­те­лей объ­е­ди­не­ния «Буб­но­вый ва­лет» (1910). В ран­них про­из­ве­де­ни­ях К. фор­маль­ные по­ис­ки в ду­хе твор­че­ст­ва П. Се­зан­на и на­чаль­ных эта­пов ку­биз­ма со­че­та­ют­ся со сти­хий­ной празд­нич­но­стью кра­сок, с оп­ти­ми­стич. вос­при­яти­ем ми­ра: «Бой бы­ков», порт­рет Г. Б. Яку­ло­ва (оба 1910), «Се­мей­ный порт­рет» («Си­ен­ский порт­рет», 1912), «Су­хие крас­ки» (1912–13; все – в ГТГ), ви­ды Сие­ны, Юга Фран­ции, Су­да­ка; так­же на­тюр­мор­ты.

П. П. Кончаловский. Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда. 1938. Третьяковская галерея (Москва).

По­сле 1917 К. стал од­ним из ве­ду­щих мас­те­ров сов. жи­во­пи­си; был чле­ном об-ва «Бы­тие» (1921–30). В твор­че­ст­ве К. 1920-х гг. ощу­ти­мо влия­ние иск-ва ста­рых мас­те­ров («Ав­то­порт­рет с же­ной», 1923, ГТГ; «Гер­ку­лес и Ом­фа­ла», 1928, со­б­ра­ние се­мьи ху­дож­ни­ка, Мо­ск­ва). Вплоть до 1950-х гг. мно­го пу­те­шест­во­вал по стра­не, ра­бо­тал в Нов­го­ро­де, Кры­му, на Кав­ка­зе, в Мур­ман­ске и Апа­ти­тах (пи­сал но­во­строй­ки пер­вых пя­ти­ле­ток). Чув­ст­вен­ная кра­со­та ми­ра, бо­гат­ст­во его кра­сок во­пло­ще­ны в на­тюр­мор­тах К. («Си­рень», 1933; «Хлеб, вет­чи­на и ви­но», 1948, оба – в ГТГ), пей­за­жах и жан­ро­вых кар­ти­нах («Воз­вра­ще­ние с яр­мар­ки», 1926, ГРМ; «Ку­па­ние Крас­ной кон­ни­цы», 1928, Центр. му­зей Воо­руж. Сил РФ; «По­ло­тёр», 1946, ГТГ). Его порт­ре­ты жиз­не­ра­до­ст­ны (же­на, О. В. Кон­ча­лов­ская, 1925; пиа­нист В. В. Соф­ро­ниц­кий за роя­лем, 1932; ком­по­зи­тор С. С. Про­кофь­ев, 1934; все – в ГТГ; «А. Н. Тол­стой в гос­тях у ху­дож­ни­ка», 1941, ГРМ), ино­гда от­ме­че­ны дра­ма­тиз­мом (В. Э. Мей­ер­хольд, 1938, ГТГ).

Как сце­но­граф ра­бо­тал в Мо­ск­ве с 1904 («Ура­ган» А. Брю­но, моск. Ча­ст­ная рус. опе­ра С. И. Ма­мон­то­ва); оформ­лял спек­так­ли Опер­но­го те­ат­ра С. И. Зи­ми­на («Ку­пец Ка­лаш­ни­ков» А. Г. Ру­бин­штей­на, 1912, и др.), позд­нее – МХАТа («Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» К. Голь­до­ни, 1933), ГАБТа («Кар­мен» Ж. Би­зе, 1945). Те­ат­раль­ным ра­бо­там К. при­су­щи яр­кая жи­во­пис­ность и звуч­ность цве­та, реа­ли­стич. трак­тов­ка сре­ды (мес­та дей­ст­вия). Ос­та­вил так­же зна­чит. гра­фич. на­сле­дие (пей­за­жи, порт­ре­ты). Пре­по­да­вал в ГСХМ (1918–21) и Вху­теи­не (1926–1929; проф.) в Мо­ск­ве. Гос. пр. СССР (1943). Его сын – жи­во­пи­сец Ми­ха­ил Пет­ро­вич Кон­ча­лов­ский (1906–2000).

Лит.: Му­ра­тов П. П. Жи­во­пись Кон­ча­лов­ско­го. М., 1923; Кон­ча­лов­ский. Ху­до­же­ст­вен­ное на­сле­дие. М., 1964: Ней­ман М. Л. П. П. Кон­ча­лов­ский. М., 1967; Вы­став­ка про­из­ве­де­ний П. П. Кон­ча­лов­ско­го. (Кат.). М., 1976; Не­из­вест­ный Кон­ча­лов­ский: Жи­во­пись из со­б­ра­ния се­мьи ху­дож­ни­ка, ча­ст­ных кол­лек­ций и ГМИИ им. А. С. Пуш­ки­на / Авт. ст. А. И. Мо­ро­зов, Дж. Э. Бо­улт. М., 2002.

Вернуться к началу