Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЗНЕЦО́ВСКИЙ ФАРФО́Р

Авторы: Т. Л. Астраханцева
Кузнецовский фарфор. Сервизные чашки с блюдцами. Кон. 19 – нач. 20 вв.

КУЗНЕЦО́ВСКИЙ ФАРФО́Р, из­де­лия за­во­дов рос. пред­при­ни­ма­те­лей Куз­не­цо­вых. Ис­то­рия К. ф. на­чи­на­ет­ся с кус­тар­но­го за­ве­де­ния, ос­но­ван­но­го Я. В. Куз­не­цо­вым в дер. Но­во­ха­ри­то­но­во (близ с. Гжель) в 1810, что с са­мо­го на­ча­ла обу­сло­ви­ло его ху­дож. свое­об­ра­зие и связь с тра­ди­ция­ми гжель­ской ке­ра­ми­ки. Гжель­ские мас­те­ра бы­ли ве­ду­щи­ми на всех пред­при­яти­ях Куз­не­цо­вых – то­чиль­щи­ка­ми, жи­во­пис­ца­ми, спе­циа­ли­ста­ми по ке­ра­мич. крас­кам. Чер­ты ти­пич­но гжель­ской «кре­сть­ян­ской» про­дук­ции про­смат­ри­ва­ют­ся в ран­нем К. ф. 1830–1850-х гг. – в не­до­ро­гом рас­хо­жем то­ва­ре (чаш­ки с блюд­ца­ми, та­рел­ки, сер­ви­зы, мел­кая пла­сти­ка); ей со­от­вет­ст­ву­ют прин­ци­пы ком­по­нов­ки, вы­ра­зи­тель­ное ди­на­мич­ное ор­на­мен­таль­ное пись­мо, де­ко­ра­тив­ные ре­ше­ния, со­че­таю­щие яр­кую над­гла­зур­ную цве­точ­ную рос­пись с ак­тив­ным под­гла­зур­но-ко­баль­то­вым крыть­ём. По­сле при­об­ре­те­ния Куз­не­цо­вы­ми за­во­да А. Т. Саф­ро­но­ва в дер. Ко­рот­кая, близ Ду­лё­ва (в сер. 19 в.), замет­ным ста­но­вит­ся и влия­ние «саф­ро­нов­ско­го фар­фо­ра» – пре­ж­де все­го в при­стра­стии к яр­ко­му цвет­но­му кры­тью с ре­зерва­ми в ви­де ме­даль­о­нов и «окон», к ро­кай­ль­ным фор­мам.

К. ф., в от­ли­чие от про­дук­ции Им­пе­ра­тор­ско­го фар­фо­ро­во­го за­во­да, из­на­чаль­но ори­ен­ти­ро­вал­ся на «де­мо­кра­ти­че­ско­го» по­тре­би­те­ля – гор. ме­щан, куп­цов, чи­нов­ни­ков и кре­сть­ян; бо­лее до­ро­гие из­де­лия пред­на­зна­ча­лись для со­сто­ят. бур­жуа­зии. Чай­ная по­су­да из­го­тов­ля­лась пре­им. из фар­фо­ра, сто­ло­вый ас­сор­ти­мент – из фа­ян­са. Из май­о­ли­ки, по­лу­чив­шей ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в кон. 1880-х гг. – нач. 20 в., ис­пол­ня­лись ико­но­ста­сы, ка­ми­ны, из­раз­цы и пр. Уже к нач. 20 в. сло­жил­ся не­сколь­ко эк­лек­тич­ный ас­сор­ти­мент К. ф., вы­пус­кав­ший­ся до 1917 и в пер­вые го­ды сов. вла­сти на быв. куз­не­цов­ских пред­при­яти­ях; он со­сто­ял из «трак­тир­но­го фар­фо­ра», рас­хо­жей по­су­ды для се­ла, из­де­лий для ку­пе­че­ской сре­ды, «ази­ат­ской» про­дук­ции (чай­ни­ки, чаш­ки, плов­ни­цы, со­су­ды для каль­я­нов, пиа­лы и т. п.), вы­во­зив­шей­ся в Бу­ха­ру, По­вол­жье, на Кав­каз, так­же в Пер­сию, Ки­тай, Ин­дию и др. стра­ны. Об­щи­ми для из­де­лий бы­ли свой­ст­вен­ная нар. ке­ра­ми­ке стро­гая про­сто­та и объ­ём­ность, тра­диц. ша­ро­вид­ные фор­мы чай­ни­ков («в чет­верть вед­ра», «тол­сто­руч­ка», чай­ни­ки «кас­кой», «реп­кой», «стоп­кой» и др.), ча­шек (ци­лин­д­рич. и ко­ну­со­об­раз­ные, круг­лые, «дуль­кой»). В «фа­сон­ных» сер­ви­зах про­сле­жи­ва­лась связь с за­гра­нич­ны­ми ана­ло­га­ми («франц. грань», «анг­лий­ский», «сак­сон­ский», «ли­мож­ский», «бо­гем­ский», «севр­ский» и др. «фа­со­ны»). В под­ра­жа­ние кит. из­де­ли­ям в К. ф. по­явил­ся де­кор «каж­гар­ская пе­чать» из сти­ли­зо­ван­ных вост. ор­на­мен­таль­ных мо­ти­вов, вы­пол­нен­ных с гра­вюр­ных до­сок по цвет­ным фо­нам; в нём со­че­та­лись ме­ха­нич. вос­про­из­ве­де­ние ри­сун­ка и его руч­ная рас­крас­ка.

Де­ко­ру в К. ф. все­гда уде­ля­лось осо­бое вни­ма­ние; он был на­сы­щен­ным по цве­ту, с оби­ли­ем по­зо­ло­ты и плот­ным цвет­ным крыть­ём. Мас­те­ра пред­по­чи­та­ли кон­тра­ст­ные со­че­та­ния цве­тов (ро­зо­вый кар­мин и яр­кая зе­лень, на­сы­щен­ный ко­бальт и пур­пур). Наи­боль­шим спро­сом поль­зо­вал­ся фар­фор с руч­ной кис­те­вой рос­пи­сью. По­сте­пен­но с раз­ви­ти­ем ско­ро­пи­си вы­чле­ня­ют­ся неск. са­мо­сто­ят. ком­по­зи­ций – «агаш­ка» (яр­кие ро­за­ны, на­но­сив­шие­ся на из­де­лие ки­стью или паль­цем; на­звана по име­ни мас­те­ри­цы Ага­фьи), «ви­но­град» и «про­зо­лоть» (цве­ты или гроз­ди ви­ногра­да, ожив­лён­ные тон­ким кру­же­вом зо­ло­тых штри­хов), «пол­нут­ро» (зо­ло­че­ние внутр. сте­нок ча­шек), «ма­нер» (пыш­ные бу­ке­ты са­до­вых цве­тов с тон­кой све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­кой) и «му­шель» (цве­точ­ный бу­кет в ме­даль­о­не на фо­не яр­ко­го кры­тья). От бы­ст­ро­дель­ной рос­пи­си от­де­ля­лись тру­до­ём­кие раз­дел­ки – «фран­цуз­ские», «трав­лё­ный борт», «мас­тич­ный ор­на­мент»; ими ук­ра­ша­лась до­ро­гая сто­ло­вая и чай­ная по­су­да. Во 2-й четв. 19 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ются ме­ха­нич. спо­со­бы де­ко­ри­ро­ва­ния, та­кие как «де­коль», от­пе­ча­тан­ная ли­то­граф­ским спо­со­бом (ил­лю­ст­ра­ции и гра­вю­ры с кар­тин, дос­та­точ­но круп­ные по раз­ме­ру, пе­ре­во­див­шие­ся на дно та­ре­лок, на стен­ки ко­фей­ни­ков, су­по­вых чаш и са­лат­ни­ков), цве­точ­ная и в ви­де на­тюр­мор­тов из фрук­тов, под­ра­жав­шая рос­пи­си франц. фар­фо­ра 18 в.

Осо­бен­но час­то в К. ф. ис­поль­зо­ва­лись стиль «вто­ро­го ро­ко­ко» и не­ко­то­рые др. ис­то­ри­че­ские сти­ли. Про­дук­ция 1880–1900-х гг. пред­став­ле­на пре­им. по­суд­ны­ми из­де­лия­ми (мас­лён­ки, ва­зоч­ки, са­хар­ни­цы в ви­де пле­тё­ных кор­зин с гри­ба­ми, ово­ща­ми и яго­да­ми на крыш­ках, су­хар­ни­цы в ви­де лис­та са­ла­та и пр.) и мел­кой фар­фо­ро­вой пла­сти­кой (ани­ма­ли­стич. фи­гур­ки, пе­пель­ни­цы в ви­де лап­тей и са­пог и т. п.). Стиль мо­дерн дал но­вое эс­те­тич. ос­мыс­ле­ние К. ф.: бе­лиз­на, осо­бая тон­кость и про­све­чи­вае­мость ма­те­риа­ла ста­ли со­став­ной ча­стью ху­дож. ка­че­ст­ва; фор­мы ста­но­ви­лись те­ку­чи­ми, со­хра­няя це­ло­ст­ность объ­ё­ма; мо­ти­ва­ми «де­ко­лей» ос­та­ва­лись цве­ты и фи­гу­ра­тив­ные ком­по­зи­ции. Рус­ско­му сти­лю от­да­вал пред­поч­те­ние М. С. Куз­не­цов, что от­ра­зи­лось в ин­терье­рах его до­ма, по­стро­ен­но­го Ф. О. Шех­те­лем в Мо­ск­ве и ук­ра­шен­но­го хле­бо­соль­ны­ми блю­да­ми, ча­ша­ми-бра­ти­на­ми с др.-рус. вя­зью, по­зо­ло­той и сти­ли­зо­ван­ным ор­на­мен­том. Пред­при­ятия Куз­не­цо­вых од­ни­ми из пер­вых на­ла­ди­ли вы­пуск элек­тро- и сан­тех­нич. из­де­лий из фар­фо­ра и фа­ян­са.

Лит.: Сал­ты­ков А. Б. Из­бран­ные тру­ды. М., 1962; Ан­д­рее­ва Л. В. Со­вет­ский фар­фор, 1920–1930 гг. М., 1975; Пе­ре­гу­дов А. В. В те да­ле­кие го­ды. М., 1985; Гал­ки­на Е. А., Му­си­на Р. Р. Куз­не­цо­вы. Ди­на­стия. Се­мей­ное де­ло. М., 2005; Ас­т­ра­хан­це­ва Т. Л. Гжель­ская май­о­ли­ка ХХ в. СПб., 2006.

Вернуться к началу