КУЗНЕЦО́ВСКИЙ ФАРФО́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЗНЕЦО́ВСКИЙ ФАРФО́Р, изделия заводов рос. предпринимателей Кузнецовых. История К. ф. начинается с кустарного заведения, основанного Я. В. Кузнецовым в дер. Новохаритоново (близ с. Гжель) в 1810, что с самого начала обусловило его худож. своеобразие и связь с традициями гжельской керамики. Гжельские мастера были ведущими на всех предприятиях Кузнецовых – точильщиками, живописцами, специалистами по керамич. краскам. Черты типично гжельской «крестьянской» продукции просматриваются в раннем К. ф. 1830–1850-х гг. – в недорогом расхожем товаре (чашки с блюдцами, тарелки, сервизы, мелкая пластика); ей соответствуют принципы компоновки, выразительное динамичное орнаментальное письмо, декоративные решения, сочетающие яркую надглазурную цветочную роспись с активным подглазурно-кобальтовым крытьём. После приобретения Кузнецовыми завода А. Т. Сафронова в дер. Короткая, близ Дулёва (в сер. 19 в.), заметным становится и влияние «сафроновского фарфора» – прежде всего в пристрастии к яркому цветному крытью с резервами в виде медальонов и «окон», к рокайльным формам.
К. ф., в отличие от продукции Императорского фарфорового завода, изначально ориентировался на «демократического» потребителя – гор. мещан, купцов, чиновников и крестьян; более дорогие изделия предназначались для состоят. буржуазии. Чайная посуда изготовлялась преим. из фарфора, столовый ассортимент – из фаянса. Из майолики, получившей широкое распространение в кон. 1880-х гг. – нач. 20 в., исполнялись иконостасы, камины, изразцы и пр. Уже к нач. 20 в. сложился несколько эклектичный ассортимент К. ф., выпускавшийся до 1917 и в первые годы сов. власти на быв. кузнецовских предприятиях; он состоял из «трактирного фарфора», расхожей посуды для села, изделий для купеческой среды, «азиатской» продукции (чайники, чашки, пловницы, сосуды для кальянов, пиалы и т. п.), вывозившейся в Бухару, Поволжье, на Кавказ, также в Персию, Китай, Индию и др. страны. Общими для изделий были свойственная нар. керамике строгая простота и объёмность, традиц. шаровидные формы чайников («в четверть ведра», «толсторучка», чайники «каской», «репкой», «стопкой» и др.), чашек (цилиндрич. и конусообразные, круглые, «дулькой»). В «фасонных» сервизах прослеживалась связь с заграничными аналогами («франц. грань», «английский», «саксонский», «лиможский», «богемский», «севрский» и др. «фасоны»). В подражание кит. изделиям в К. ф. появился декор «кажгарская печать» из стилизованных вост. орнаментальных мотивов, выполненных с гравюрных досок по цветным фонам; в нём сочетались механич. воспроизведение рисунка и его ручная раскраска.
Декору в К. ф. всегда уделялось особое внимание; он был насыщенным по цвету, с обилием позолоты и плотным цветным крытьём. Мастера предпочитали контрастные сочетания цветов (розовый кармин и яркая зелень, насыщенный кобальт и пурпур). Наибольшим спросом пользовался фарфор с ручной кистевой росписью. Постепенно с развитием скорописи вычленяются неск. самостоят. композиций – «агашка» (яркие розаны, наносившиеся на изделие кистью или пальцем; названа по имени мастерицы Агафьи), «виноград» и «прозолоть» (цветы или грозди винограда, оживлённые тонким кружевом золотых штрихов), «полнутро» (золочение внутр. стенок чашек), «манер» (пышные букеты садовых цветов с тонкой светотеневой моделировкой) и «мушель» (цветочный букет в медальоне на фоне яркого крытья). От быстродельной росписи отделялись трудоёмкие разделки – «французские», «травлёный борт», «мастичный орнамент»; ими украшалась дорогая столовая и чайная посуда. Во 2-й четв. 19 в. широко распространяются механич. способы декорирования, такие как «деколь», отпечатанная литографским способом (иллюстрации и гравюры с картин, достаточно крупные по размеру, переводившиеся на дно тарелок, на стенки кофейников, суповых чаш и салатников), цветочная и в виде натюрмортов из фруктов, подражавшая росписи франц. фарфора 18 в.
Особенно часто в К. ф. использовались стиль «второго рококо» и некоторые др. исторические стили. Продукция 1880–1900-х гг. представлена преим. посудными изделиями (маслёнки, вазочки, сахарницы в виде плетёных корзин с грибами, овощами и ягодами на крышках, сухарницы в виде листа салата и пр.) и мелкой фарфоровой пластикой (анималистич. фигурки, пепельницы в виде лаптей и сапог и т. п.). Стиль модерн дал новое эстетич. осмысление К. ф.: белизна, особая тонкость и просвечиваемость материала стали составной частью худож. качества; формы становились текучими, сохраняя целостность объёма; мотивами «деколей» оставались цветы и фигуративные композиции. Русскому стилю отдавал предпочтение М. С. Кузнецов, что отразилось в интерьерах его дома, построенного Ф. О. Шехтелем в Москве и украшенного хлебосольными блюдами, чашами-братинами с др.-рус. вязью, позолотой и стилизованным орнаментом. Предприятия Кузнецовых одними из первых наладили выпуск электро- и сантехнич. изделий из фарфора и фаянса.