ХАНЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАНЬ, империя в Древнем Китае в 202 до н. э. – 220 н. э. (с перерывом). Основана Лю Баном (Гао-цзу), выходцем из юж. царства Чу, возвысившимся во время восстания против власти империи Цинь. В 206 до н. э., после взятия столицы Цинь – Сяньяна, Лю Бан получил от вождя восставших Сянь Юя в удел обл. Ханьчжун (юго-запад совр. пров. Шэньси) и титул Хань-вана (что впоследствии повлияло на назв. империи). Вскоре вступил в борьбу с Сянь Юем, завершившуюся в 202 его победой. Лю Бан провозгласил себя императором и начал строительство новой столицы в Чанъани (см. Сиань).
Новая империя во многом опиралась на опыт уничтоженной Лю Баном Цинь; введённые в 200 до н. э. Законы девяти статей почти дословно повторяли циньские статуты. Однако на первых порах ханьским императорам не удалось добиться централизации власти, схожей с Цинь: б. ч. лучших земель империи была пожалована в удел сподвижникам Лю Бана; к 195 они были заменены представителями рода Лю. Удельная система позволяла компенсировать слабое развитие разрушенной войнами адм. инфраструктуры, сгладить ряд проблем, связанных с центробежными тенденциями в быв. уделах эпохи Сражающихся царств (именно на этих землях были созданы уделы; под властью центра оставались преим. земли Цинь). Внешняя политика Лю Бана была также не слишком успешной. Юж. Китай, завоёванный Цинь, попал под власть гос-ва Нань Юэ. В 200 армия Х. была разбита хунну, после чего с кочевниками пришлось заключить т. н. договор о мире и родстве, согласно которому Х. обязывалась выплачивать хунну ежегодную дань зерном и шёлком. Преемники Лю Бана старались вести миролюбивую внешнюю политику и сосредотoчивать все силы на укреплении экономики и центр. власти. В 154 до н. э. было подавлено Восстание семи ванов, что позволило ограничить права удельных правителей.
Пик могущества Х. пришёлся на время правления Лю Чэ (У-ди), который значительно расширил территорию империи, а также провёл ряд важных реформ в области гос. религии и идеологии, экономики и налогообложения. После смерти У-ди империя, внешне сохраняя свою мощь, постепенно ослабела из-за династич. конфликтов, приводивших к тому, что трон занимали преим. малолетние правители, вынужденные уступать реальную власть родственникам по материнской линии или царедворцам. Итогом этого явился приход к власти Ван Мана, который вначале стал регентом, а в 9 н. э. провозгласил себя правителем новой империи Синь. Радикальные и непродуманные реформы нового императора и стихийные бедствия в империи привели к обострению внутриполитич. ситуации. Повсеместно стали вспыхивать восстания, многие из которых возглавляли члены дома Лю. В 23 повстанцы взяли Чанъань, Ван Ман погиб. В 25 на трон взошёл один из вождей восставших – Лю Сю (Гуан У-ди), перенёсший столицу в Лоян, из-за чего 2-я пол. эпохи Х. именуется Вост. Х. (в отличие от первой – Западной).
Несмотря на богатство Вост. Х. (оно базировалось на торговле шёлком по Великому шёлковому пути, а также на необременительной, но эффективной налоговой эксплуатации огромного населения), коррумпированность чиновничества и накопившиеся противоречия привели к «Жёлтых повязок» восстанию, за которым последовало множество др. выступлений, подавить которые в полной мере не удалось практически до конца эпохи Х. Власть на местах перешла в руки военачальников, которые лишь номинально подчинялись императору, потерявшему реальную власть и ставшему марионеткой в руках генералов. После отречения от престола имп. Лю Се (Сянь-ди) началась эпоха Троецарствия.
Х. впервые удалось надолго объединить под своей властью весь Китай, идея о едином гос-ве как норме впервые стала частью кит. мировоззрения. Многовековое единство страны позволило во многом унифицировать культуру господствующих слоёв, создать интеллектуальную элиту, отождествлявшую себя с империей в целом, а не с той или иной областью или уделом. В кит. традицию эпоха Х. вошла как своеобразный золотой век, к которому столетиями апеллировали апологеты единства страны.