ГА́УДИ́ ГАУДИ-И-КОРНЕТ АНТОНИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́УДИ́, Гауди-и-Корнет (Gaudí у Cornet) Антонио (Антони) (25.6.1852, Реус, пров. Таррагона – 10.6.1926, Барселона), исп. (каталонский) архитектор. Родился в семье мастера-медника. Учился в Технич. школе (1869) и в Высшей школе архитектуры (1873–78) в Барселоне, одновременно работал чертёжником и участвовал в проектах местных архитекторов (выполнял заказы на архитектуру малых форм: металлич. ограда и монументальные ворота парка Сьюдадела в Барселоне, 1875–77, и др.). Испытал влияние Э. Виолле-ле-Дюка, каталонского движения ср.-век. возрождения, представителей нац.-романтич. направления в каталонской лит-ре. Строил гл. обр. в Барселоне и её окрестностях. Увлёкшись социально ориентированным учением Дж. Рёскина, выполнил проект фабрики, жилых и др. домов для кооператива рабочих-текстильщиков в Матаро (1878). В своих первых самостоят. постройках экспериментировал с местными строит. техниками, материалами и ремесленными традициями, в т. ч. использовал цветной керамич. декор, т. н. азулежус (частные дома: Висенс, Эль-Каприччо, оба 1883–85; постройки усадьбы Гуэль в Барселоне, 1887). Построенный им дворец Гуэль – 6-этажное здание со скромным уличным фасадом, развитыми пространственной структурой и пластич. формами в интерьере (1886–89, Барселона) – стал манифестом т. н. каталонского модернисмо (разновидность стиля модерн). С кон. 1880-х гг. Г. создаёт цикл неоготич. построек с перекрытиями на высоких параболич. арках (епископский дворец в Асторге, близ Леона, 1887–93; колледж мон. Св. Терезы в Барселоне, 1889–94, и др.). В дальнейшем перешёл от использования органич. форм в декоративной пластике (в т. ч. в металлич. кованых элементах) к поискам органич. архит. форм, которые определяют структуру его построек: Каса-Батльо с криволинейными очертаниями фасадов и кровлей, напоминающей спину дракона (1904–06); Каса-Мила с волнообразным рисунком плана и многочисл. двориками причудливой конфигурации (1906–10); фантастич. сооружения Парка Гуэль (павильоны, лестница и виадуки на наклонных опорах, торговый зал в виде гипостиля из 100 массивных псевдоархаичных дорич. колонн, изгибающаяся подобно змее парковая скамья с характерной для Г. отделкой поверхностей мозаикой из колотой цветной керамики; 1900–14, все – в Барселоне); проект часовни для рабочего посёлка в Санта-Колома (не завершена, построена только крипта, 1903–16). В 1883 Г. назначен директором строительства барселонского собора Саграда-Фамилия (Св. Семейства; начато по неоготич. проекту арх. Ф. Вильяра), которым занимался до конца жизни. В 1884–91 соорудил крипту и начал фасад вост. трансепта, постепенно разрабатывая собств. концепцию грандиозного храма. В осуществлённом им фрагменте композиции преобладают 4 высокие башни (носят имена апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея; при жизни Г. была завершена только одна башня, др. достроены в 1930); 3-частный портал с обильным декором, напоминающим сталактиты, символизирует Веру, Надежду и Любовь (1903). Все прочие элементы структуры также имеют символич. значение. Закончив возведение одного из фасадов и приходской школы собора (1909), Г. погиб в результате несчастного случая, оставив не воплощёнными многочисл. чертежи и модели. Похоронен в крипте собора, возведение которого продолжали последователи Г. (ныне музей). Творчество Г. оказало большое влияние на иск-во и архитектуру 20 в., в т. ч. на формирование сюрреализма, абстрактного экспрессионизма, направления органической архитектуры и др.