КЁРЁШ
-
Рубрика: Археология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЁРЁШ (Körös; Старчево – Кёрёш – Криш – Градешница), археологич. культура раннего неолита (2-я пол. 6-го – нач. 5-го тыс. до н. э.) по берегам Велика-Моравы, Тисы с её притоком Криш, в более восточных областях Нижнего Подунавья до бассейна Прута. Её области называют культурами Старчево (на территории Сербии), Криш (Румынии), К. (Венгрии), Градешница (Болгарии). Открыта в 1928 на телле у дер. Старчево, на противоположном от Белграда берегу Дуная (адм. единица Белграда, Сербия); раскопки телля в 1931–32 проводили археологи из разных стран: М. Грбич (Югославия), В. Фьюкес (Греция), Г. Голдмен (Германия), Р. Эрих (США). Имеется неск. хронологич. систем, по одной из новейших выделяется 3 этапа – ранний, классический, поздний, синхронные Караново I–II. Неукреплённые телли и селища на берегах водоёмов. Четырёхугольные землянки и наземные дома с каркасно-плетнёвыми стенами, обмазанными глиной. Скорченные трупоположения в грунтовых ямах между постройками. Микролитические ножевидные пластины, скребки из кремня и обсидиана, шлифованные прямоугольные и трапециевидные колодковидные (с одной плоской и др. выпуклой стороной) топоры. Грубые горшки с соломой и шамотом в тесте; миски и чашки на низких полых ножках; характерны шаровидные или полусферич. сосуды на кольцевых поддонах или 4 ножках, сосуды – плоские с одной стороны и выпуклые – с другой, бутыли с несколькими ушками. Поверхность иногда покрывали слоем жидкой глины, что делало её неровной (т. н. барбатин), украшали налепами в виде шишечек, врезным орнаментом, пальцевыми защипами; в К. впервые появляется белая роспись (спирали, меандры и др.) по ангобу. Антропо- и зооморфные статуэтки из кости и обожжённой глины. В основе хозяйства – животноводство, примитивное земледелие, охота, рыболовство. Носители К. принадлежали средиземноморскому варианту индо-средиземноморской расы. Происхождение К. связывают с кругом раннеземледельческих культур Передней Азии и Средиземноморья. К. наиболее близки памятники на территории Малой Азии (Хаджилар VI) и Фессалии (Сескло). На Центр. Балканах последнему этапу К. синхронна культура Винча, впитавшая традиции К. и сменившая её. В Потисье, включая Трансильванию, с К. контактировала линейно-ленточной керамики культура, сменившая К. на этой территории; в Попрутье за К. следовала культура с «нотной керамикой» или т. н. Прекукутень (см. в ст. Кукутень).