Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ЛФТСКИЙ ФАЯ́НС

Делфтский фаянс. Кувшин на подставке. Ок. 1690–94. Королевская коллекция. Букингемский дворец (Лондон).

ДЕ́ЛФТСКИЙ ФАЯ́НС, про­из­ве­де­ния ке­ра­ми­ки, соз­да­вае­мые в мас­тер­ских Дел­фта с кон. 16 до нач. 18 вв. Д. ф. воз­ник как под­ра­жа­ние им­пор­ти­ро­вав­ше­му­ся в Ни­дер­лан­ды кит. фар­фо­ру пе­рио­да ди­на­стии Мин в бо­лее де­шё­вом ма­те­риа­ле – фа­ян­се. С пре­кра­ще­ни­ем вво­за кит. фар­фо­ра в сер. 17 в. мас­тер­ские Дел­фта по­лу­чи­ли но­вый им­пульс к раз­ви­тию. Бы­ло на­ла­же­но про­изводство фа­ян­со­вых из­де­лий (со­су­ды, об­ли­цо­воч­ные плит­ки, из ко­то­рых скла­ды­ва­лись пан­но, ста­ту­эт­ки) с бе­ло-го­лу­бой рос­пи­сью. Фор­мы со­су­дов и сю­же­ты их рос­пи­си под­ра­жа­ли ки­тай­ским, но до­пол­ня­лись ев­ропейскими мо­ти­ва­ми, за­им­ст­во­ван­ны­ми из жи­во­пи­си: ба­роч­ным ор­на­мен­том, голландским пей­за­жем, бы­то­вы­ми сце­на­ми и др. Со вре­ме­нем поя­ви­лись ори­ги­наль­ные фор­мы (ва­зы для тюль­па­нов и др.), рас­ши­ря­лась цве­то­вая па­лит­ра (ок. 1690–95 по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние рос­пись бе­лым и жёл­тым по цвет­ным фо­нам). На ру­бе­же 17–18 вв. Д. ф. ис­поль­зо­вал так­же мо­ти­вы и при­ё­мы японского фар­фо­ра «има­ри». По­сле от­кры­тия ев­роп. фар­фо­ра в нач. 18 в. про­из­вод­ст­во Д. ф. пе­ре­жи­ва­ет упа­док и рез­ко со­кра­ща­ет­ся, хо­тя и су­ще­ст­ву­ет до сих пор.

Лит.: Hudig F. W. Delfter Fayence. B., 1929; Korf D. Nederlandse majolica. Bussum, 1981.

Вернуться к началу