Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д

Авторы: Т. Л. Астраханцева

КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д, од­но из ста­рей­ших рос. пред­при­ятий по из­го­тов­ле­нию фа­ян­со­вых из­де­лий. На­хо­дит­ся в г. Ко­на­ко­во. Ос­но­ва­но в 1809 в дер. Дом­ки­но Кор­чев­ско­го у. Твер­ской губ. ап­те­ка­рем из Бо­ге­мии Ф. Х. Брин­не­ром при уча­стии мас­те­ров с за­во­да Гард­не­ра (см. Дмит­ров­ский фар­фо­ро­вый за­вод) – за­го­тов­щи­ка масс Рей­не­ра и гон­ча­ра-то­чиль­щи­ка Ко­боц­ко­го. С сент. 1810 за­вод при­над­ле­жал куп­цу А. Я. Ау­эр­ба­ху; в 1826–28 пе­ре­ве­дён в сель­цо Куз­не­цо­во (с 1930 Ко­на­ко­во). В 1870–1918 за­вод при­над­ле­жал Т-ву М. С. Куз­не­цо­ва (в пер­вые го­ды это­го пе­рио­да на­зы­вал­ся «Быв­ший Ау­эр­бах», ино­гда – Фаб­ри­ка М. С. Куз­не­цо­ва в Твер­ской губ.). В 1918 на­цио­на­ли­зи­ро­ван. С 1924 Твер­ская фар­фо­ро-фа­ян­со­вая фаб­ри­ка им. М. И. Ка­ли­ни­на (в Куз­не­цо­ве); с 1931 Ко­на­ков­ская фа­ян­со­вая фаб­ри­ка им. М. И. Ка­ли­ни­на (в 1937–92 К. ф. з. име­ни М. И. Ка­ли­ни­на); с нач. 1990-х гг. ЗАО «Ко­на­ков­ский фа­янс».

Конаковский фаянсовый завод. И. Г. Фрих-Хар. Чайник «Верблюд». Фарфор. 1925–26. Дирекция художественных выставок (Москва).

Ус­пеш­но­му раз­ви­тию за­во­да спо­соб­ст­во­ва­ло пол­ное обес­пе­че­ние его отеч. сырь­ём. Не­смот­ря на влия­ние из­де­лий Кие­во-Ме­жи­гор­ской фаб­ри­ки и тон­ко­го англ. фа­ян­са, на за­во­де в нач. 19 в. был раз­ра­бо­тан собств. стиль, раз­но­об­раз­ный ас­сор­ти­мент. От­ли­чит. чер­та из­де­лий – со­че­та­ние руч­ной по­ли­хром­ной рас­ти­тель­но-ор­на­мен­таль­ной рос­пи­си (в 2–3 крас­ки) с мо­но­хром­ным под­гла­зур­ным пе­чат­ным ри­сун­ком (с 1818), со­хра­няв­шее­ся до кон. 19 в.

Из­де­лия зре­ло­го клас­си­циз­ма (сер­ви­зы, штуч­ная по­су­да и др.) отли­ча­ют изя­ще­ст­во про­пор­ций, эле­гант­ность си­лу­эта, мяг­кие бла­го­род­ные фор­мы, де­ко­ра­тив­ность жи­во­пи­си с ис­поль­зо­ва­ни­ем ко­баль­то­вой цве­точ­ной гир­лян­ды. В фор­мах сер­ви­зов ис­поль­зу­ют­ся «лож­ко­вый рель­еф», «со­ло­мен­ная грань», осо­бен­но по­пу­ляр­ны «гра­нё­ные сер­ви­зы». В 1840–50-е гг. од­но­тон­ная пе­чать до­ри­со­вы­ва­ет­ся яр­ки­ми над­гла­зур­ны­ми крас­ка­ми, ус­лож­ня­ет­ся фор­ма та­ре­лок (ши­ро­кий фес­тон­ча­тый борт). Боль­шое вни­ма­ние в ри­сун­ках уде­ля­лось во­ен. сю­же­там. С 1865 вы­пус­ка­ет­ся опак (выс­ший сорт фа­ян­са).

С кон. 1880-х гг. за­вод вы­пус­кал так­же фар­фор (чай­ные и ко­фей­ные сер­ви­зы и др.), май­о­ли­ку (скульп­ту­ру, зер­ка­ла, кио­ты, ка­ми­ны, ико­но­ста­сы, ва­зы, цве­точ­ные горш­ки, тор­ше­ры), по­лу­фа­янс, тер­рако­ту и стро­ит. ма­те­риа­лы. Мн. из­де­лия ими­ти­ру­ют рас­пис­ное и рез­ное де­ре­во, ме­талл, рас­ти­тель­ные и жи­вот­ные фор­мы. Сю­же­ты рос­пи­сей ино­гда за­им­ст­во­ва­лись из рус. жи­во­пи­си 2-й пол. 19 в. В сти­ле мо­дерн в 1890-х гг. вы­пус­ка­лись ва­зы, су­хар­ни­цы и пе­пель­ни­цы с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­теч­ных гла­зу­рей. К 300-ле­тию До­ма Ро­ма­но­вых бы­ло вы­пол­не­но мно­го из­де­лий в рус­ском сти­ле.

В 1833 за­вод был удо­сто­ен пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние гос. гер­ба. Его про­дук­ция от­ме­ча­лась ме­да­ля­ми (в т. ч. Боль­шой зо­ло­той на 1-й Моск. ма­ну­фак­тур­ной вы­став­ке, 1831, и на Все­мир­ной вы­став­ке 1889 в Па­ри­же).

В сов. вре­мя за­вод был од­ним из осн. пред­при­ятий по вы­пус­ку сто­ло­вой по­су­ды, бы­то­вой и де­ко­ра­тив­ной май­о­ли­ки. В 1920-е гг. в его ас­сор­ти­мен­те со­хра­ня­лись ста­рые фор­мы и ри­сун­ки. Но­вые влия­ния прив­не­се­ны во 2-й пол. 1920-х гг. ху­дож­ни­ка­ми И. Г. Фрих-Ха­ром, И. С. Ефи­мо­вым, В. Е. Ко­валь­ским, С. Б. Пресс­ман. В 1934 на за­во­де ор­га­ни­зо­ва­на ху­дож. ла­бо­ра­то­рия (В. П. Бес­пер­сто­ва, Ефи­мов, А. Е. Зе­лен­ский, Г. И. Ке­пи­нов, С. Д. Ле­бе­де­ва, И. Л. Сло­ним, В. А. Фа­вор­ский, Фрих-Хар, М. П. Хо­лод­ная, И. М. Чай­ков и др.). Проф. ху­дож­ни­ки соз­да­ва­ли уни­каль­ные об­раз­цы де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­ры и рас­пис­ных блюд и та­ре­лок. В 1930–50-е гг. на за­во­де ра­бо­тали Т. З. Под­ря­бин­ни­ков, на­ла­див­ший рос­пись со­ля­ми, П. М. Ко­жин и др.

Гл. чер­та­ми сти­ля ко­на­ков­ско­го фа­ян­са с 1940-х гг. ста­ли мяг­кость и те­ку­честь функ­цио­наль­ных форм; де­ко­ра­тив­ная маз­ко­вая руч­ная рос­пись от­ли­ча­ет­ся осо­бой на­ряд­но­стью и жи­во­пис­но­стью. В 1950-е гг. вы­пус­кал­ся сто­ловый ас­сор­ти­мент для об­ще­пи­та, но с кон. 1950-х гг. пред­поч­те­ние от­да­ва­лось на­бо­рам и ком­плек­там (для мё­да, ква­са, бли­нов, фрук­тов и т. п.). За­вод про­из­во­дил из­де­лия из май­о­ли­ки (с рель­еф­ным ор­на­мен­том), так­же по­су­ду с ан­гоб­ной цве­точ­ной рос­пи­сью, с над­гла­зур­ной и под­гла­зур­ной жи­во­пи­сью; ос­во­ил ме­ха­ни­зир. спо­со­бы де­ко­ри­ро­ва­ния (де­каль­ко­ма­ния, тра­фа­рет, пе­чать). По­сле 1945 про­дол­жа­ли ра­бо­тать мас­те­ра стар­ше­го по­ко­ле­ния (С. К. Ком­ков, П. Я. Кор­са­ков, М. А. Ов­чин­кин, М. И. При­моч­кин, Д. А. Ша­ра­бан­кин и др.). Сре­ди мас­те­ров 1940–70-х гг.: Г. Я. Аль­тер­ман, О. Г. Бе­ло­ва, бр. В. И. и Г. И. Бе­ля­ко­вы, Е. И. Бе­ля­ков, И. В. Ва­силь­ев, Г. Г. Ве­бер, Н. С. Гав­ри­лов, О. П. Гаг­ни­д­зе, Е. М. Гу­ре­вич, А. А. Ка­зан­ков, Д. Э. Клюв­ганг, Н. А. Ко­ко­ви­хин, Ф. Н. Кро­хи­на, М. А. Ле­ви­на, Н. А. Лит­ви­нен­ко, Р. Г. Ми­хай­ло­ва (Алё­ши­на), Р. Р. Ми­хай­лов­ская-ОʼКоннель, Г. Б. Са­ди­ков, В. В. Се­мёнов, В. А. Сер­ге­ев, Л. С. Со­лод­ков, В. Г. Фи­лян­ская, А. И. Хи­хее­ва, М. П. Хо­лод­ная, В. П. Шин­ка­рен­ко.

Из­де­лия за­во­да по­лу­ча­ли на­гра­ды на Все­мир­ных вы­став­ках в Па­ри­же (1937; Гран-при) и Брюс­се­ле (1958; се­реб­ря­ная ме­даль).

Лит.: Ар­бат Ю. А. Ко­на­ков­ские умель­цы. Ка­ли­нин, 1957; Ис­кус­ст­во ке­ра­ми­ки. Сб. ст. / Под ред. Н. С. Сте­па­нян. М., 1970; Буб­но­ва Е. А. Ко­на­ков­ский фа­янс. М., 1978.

Вернуться к началу