КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д, одно из старейших рос. предприятий по изготовлению фаянсовых изделий. Находится в г. Конаково. Основано в 1809 в дер. Домкино Корчевского у. Тверской губ. аптекарем из Богемии Ф. Х. Бриннером при участии мастеров с завода Гарднера (см. Дмитровский фарфоровый завод) – заготовщика масс Рейнера и гончара-точильщика Кобоцкого. С сент. 1810 завод принадлежал купцу А. Я. Ауэрбаху; в 1826–28 переведён в сельцо Кузнецово (с 1930 Конаково). В 1870–1918 завод принадлежал Т-ву М. С. Кузнецова (в первые годы этого периода назывался «Бывший Ауэрбах», иногда – Фабрика М. С. Кузнецова в Тверской губ.). В 1918 национализирован. С 1924 Тверская фарфоро-фаянсовая фабрика им. М. И. Калинина (в Кузнецове); с 1931 Конаковская фаянсовая фабрика им. М. И. Калинина (в 1937–92 К. ф. з. имени М. И. Калинина); с нач. 1990-х гг. ЗАО «Конаковский фаянс».
Успешному развитию завода способствовало полное обеспечение его отеч. сырьём. Несмотря на влияние изделий Киево-Межигорской фабрики и тонкого англ. фаянса, на заводе в нач. 19 в. был разработан собств. стиль, разнообразный ассортимент. Отличит. черта изделий – сочетание ручной полихромной растительно-орнаментальной росписи (в 2–3 краски) с монохромным подглазурным печатным рисунком (с 1818), сохранявшееся до кон. 19 в.
Изделия зрелого классицизма (сервизы, штучная посуда и др.) отличают изящество пропорций, элегантность силуэта, мягкие благородные формы, декоративность живописи с использованием кобальтовой цветочной гирлянды. В формах сервизов используются «ложковый рельеф», «соломенная грань», особенно популярны «гранёные сервизы». В 1840–50-е гг. однотонная печать дорисовывается яркими надглазурными красками, усложняется форма тарелок (широкий фестончатый борт). Большое внимание в рисунках уделялось воен. сюжетам. С 1865 выпускается опак (высший сорт фаянса).
С кон. 1880-х гг. завод выпускал также фарфор (чайные и кофейные сервизы и др.), майолику (скульптуру, зеркала, киоты, камины, иконостасы, вазы, цветочные горшки, торшеры), полуфаянс, терракоту и строит. материалы. Мн. изделия имитируют расписное и резное дерево, металл, растительные и животные формы. Сюжеты росписей иногда заимствовались из рус. живописи 2-й пол. 19 в. В стиле модерн в 1890-х гг. выпускались вазы, сухарницы и пепельницы с использованием потечных глазурей. К 300-летию Дома Романовых было выполнено много изделий в русском стиле.
В 1833 завод был удостоен права на использование гос. герба. Его продукция отмечалась медалями (в т. ч. Большой золотой на 1-й Моск. мануфактурной выставке, 1831, и на Всемирной выставке 1889 в Париже).
В сов. время завод был одним из осн. предприятий по выпуску столовой посуды, бытовой и декоративной майолики. В 1920-е гг. в его ассортименте сохранялись старые формы и рисунки. Новые влияния привнесены во 2-й пол. 1920-х гг. художниками И. Г. Фрих-Харом, И. С. Ефимовым, В. Е. Ковальским, С. Б. Прессман. В 1934 на заводе организована худож. лаборатория (В. П. Бесперстова, Ефимов, А. Е. Зеленский, Г. И. Кепинов, С. Д. Лебедева, И. Л. Слоним, В. А. Фаворский, Фрих-Хар, М. П. Холодная, И. М. Чайков и др.). Проф. художники создавали уникальные образцы декоративной скульптуры и расписных блюд и тарелок. В 1930–50-е гг. на заводе работали Т. З. Подрябинников, наладивший роспись солями, П. М. Кожин и др.
Гл. чертами стиля конаковского фаянса с 1940-х гг. стали мягкость и текучесть функциональных форм; декоративная мазковая ручная роспись отличается особой нарядностью и живописностью. В 1950-е гг. выпускался столовый ассортимент для общепита, но с кон. 1950-х гг. предпочтение отдавалось наборам и комплектам (для мёда, кваса, блинов, фруктов и т. п.). Завод производил изделия из майолики (с рельефным орнаментом), также посуду с ангобной цветочной росписью, с надглазурной и подглазурной живописью; освоил механизир. способы декорирования (декалькомания, трафарет, печать). После 1945 продолжали работать мастера старшего поколения (С. К. Комков, П. Я. Корсаков, М. А. Овчинкин, М. И. Примочкин, Д. А. Шарабанкин и др.). Среди мастеров 1940–70-х гг.: Г. Я. Альтерман, О. Г. Белова, бр. В. И. и Г. И. Беляковы, Е. И. Беляков, И. В. Васильев, Г. Г. Вебер, Н. С. Гаврилов, О. П. Гагнидзе, Е. М. Гуревич, А. А. Казанков, Д. Э. Клювганг, Н. А. Коковихин, Ф. Н. Крохина, М. А. Левина, Н. А. Литвиненко, Р. Г. Михайлова (Алёшина), Р. Р. Михайловская-ОʼКоннель, Г. Б. Садиков, В. В. Семёнов, В. А. Сергеев, Л. С. Солодков, В. Г. Филянская, А. И. Хихеева, М. П. Холодная, В. П. Шинкаренко.
Изделия завода получали награды на Всемирных выставках в Париже (1937; Гран-при) и Брюсселе (1958; серебряная медаль).