ОРЛО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРЛО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура неолита в степной зоне Поволжья. Кон. 7-го – 6-е тыс. до н. э. по серии калиброванных радиоуглеродных дат. Открыта В. И. Мамонтовым в 1970-е гг. при раскопках неолитич. стоянки близ совр. с. Орловка (Городищенский р-н Волгоградской обл., Россия), по которой дано и название О. к. Выделена А. И. Юдиным в 1980-е гг. Материалы изучавшейся им 4-слойной стоянки Варфоломеевская (В. с.) в Саратовском Заволжье (расположена на берегу Варфоломеевского водохранилища на р. Малый Узень, близ совр. с. Лохматовка Новоузенского р-на Саратовской обл., Россия) стали эталонными для характеристики развития орловской культуры.
Стационарные поселения; многокамерные полуземлянки каркасно-столбовой конструкции, с глиняной обмазкой стен и крыш (полы и стены окрашивались охрой), с очагами. Очаг располагался в окружённой столбовыми ямками яме, соединённой канавкой с более глубокой ямой для углей. На В. с. исследованы трупоположения (вытянутые на спине и ничком, скорченные на боку), одно – в простой яме, остальные – в культурном слое или в заполнении котлованов полуземлянок; захоронения безынвентарные, за исключением относящегося к верхнему слою (в нём найдены меловые камни и слой охры у ног, на груди и черепе – несколько бусин из раковины моллюсков вида Unio и её створка). Керамич. посуда плоскодонная, с примесью толчёной ракушки в тесте. Украшена в верхней трети (маленькие сосуды полностью) геометрич. орнаментом (зигзаг, шеврон, меандр, ромб, треугольник, прямоугольник), в осн. прочерченным или выполненным наколом, который преобладает на поздних этапах О. к., когда появляется и гребенчатый штамп. Техника расщепления кремня – микропластинчатая; среди геометрич. микролитов – сегменты, трапеции, трапеции со «струганой» спинкой (грань на спинке состругана пологой ретушью; показательны для позднего неолита; слой 2А В. с.). Кость широко использовалась для изготовления орудий (для обработки шкур, керамики и др.) и создания произведений иск-ва, в т. ч. небольших антропоморфных скульптур и плоских подвесок в виде лошадей. Уникальна для степного неолита Евразии коллекция из 73 орнаментированных костяных изделий с В. с.: композиции из меандров, лабиринтов, зигзагов, геометрич. фигур, насечек, линий, ямок и т. д., в т. ч. с заштрихованными или заполненными «сеткой» элементами. В основе хозяйства О. к. – охота, гл. обр. на степных копытных животных (кулан, сайга, лошадь, тур), и рыболовство. На поздних этапах известны «жертвенники» (уложенные внутри жилища в кучки обработанные зубы лошади и кости лошади и тура), что, наряду с костяными фигурками лошадей (есть предположение, что с уздечкой), свидетельствует о начале доместикации лошади.
О. к. сложилась на основе традиций местного мезолита (истайская культурная группа и жекалганская культура). Отмечен ряд сходных черт с ракушечноярской культурой Нижнего Подонья, что объяснимо сходной культурной подосновой. О. к. принадлежит нижневолжской культурно-историч. общности, включавшей также родственные джангарскую культуру и сероглазовскую культуру, распространённые в пустынных и полупустынных районах Сев.-Зап. и Сев. Прикаспия. Начиная со среднего этапа неолита (слой 2Б В. с.) О. к. оказала существенное влияние на формирование средневолжской культуры. На поздненеолитич. этапе в О. к. (слой 2А В. с.) начинают появляться черты, показательные для прикаспийской культуры, формирующейся на основе О. к. (воротничковое оформление венчика сосуда, крупные ножевидные пластины, широкое использование кварцита и др.). Слой 1 (верхний) В. с., датируемый кон. 6-го – нач. 5-го тыс. до н. э., содержит материалы переходного этапа от О. к. к прикаспийской культуре. К этому времени относятся древнейшие в регионе находки костей домашней овцы.