ЛЕРУА́-ГУРА́Н АНДРЕ ЖОРЖ ЛЕАНДР АДОЛЬФ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕРУА́-ГУРА́Н (Leroi-Gourhan) Андре Жорж Леандр Адольф (25.8.1911, Париж – 19.2.1986, там же), франц. археолог и антрополог, акад. Ин-та Франции (1980). Изучал рус. и кит. языки в Нац. школе вост. языков, учился в Школе Высших исследований, Коллеж де Франс и Сорбонне. Ученик М. Гране и М. Мосса. С 1934 работал в Музее человека. В 1937–39 собирал материалы по археологии Сев. Пацифики в Японии. В 1940–1943 в Нац. музее вост. искусств – Гиме, в 1944–46 хранитель луврской коллекции в замке Валансе. За участие в Движении Сопротивления произведён в командоры ордена Почётного легиона. В 1946 зам. директора Музея человека, где создал центр этнологич. образования. С 1956 проф. кафедры общей этнологии и доистории Сорбонны, с 1963 директор Ин-та этнологии, в 1969–82 поч. проф. кафедры доистории Коллеж де Франс. Президент Франц. доисторич. об-ва (1952). Редактор ж. «Gallia Préhistoire».
В 1945–85 изучал памятники палеолита Франции (Арси-сюр-Кюр, Пенсеван и др.), совершенствовал методику раскопок (комплексный подход к изучению памятника, полное стратиграфич. исследование с помощью шурфов и тщательная послойная расчистка слоёв, точная фото- и графическая фиксация раскопок, регистрация находок, создание муляжей). Исследования остатков жилищ Пенсевана считаются эталонными в археологии палеолита. Построил теорию «техноморфологии» и «технического детерминизма» – эволюции предметного и символич. мира человека на основе развития технологий от первобытности до машинного периода. Технологию рассматривал как способ адаптации человека к среде. Биологич. эволюцию человека связывал с эволюцией техники и сознания. Решающим этапом эволюции считал развитие руки, с которым связывал появление речи («рука, освобождающая слово»). Симптомом возникновения языка считал появление орудий («и то и другое неразделимо в социальной структуре человечества»). Развитие и символической, и орудийной деятельности приводит к выделению человека из среды – отделению слова от объекта и орудия от руки. Вместо инстинктивной памяти животных возникает «социальная память» человека. Происходит «освобождение памяти»: только человек может «поместить свою память вне себя, в социальный организм». Параллельно словесному языку развивалась «графическая» передача мысли посредством «идеограмм». Этот «вербально-графический дуализм» исчезает с переходом к земледелию и возникновением «линейного графизма», подчиняющего зрительные символы звуковой речи и знаменующего «переход от мифологической мысли к рациональной мысли». Этим двум этапам развития мысли соответствуют два типа восприятия пространства – динамический и статический. В охотничьих обществах пространство воспринимается как динамическое, непрерывное, «путевое» (espace itinérant), в земледельческих – как «лучевое» (espace rayonnant), как центрированный в поселении космос; окончат. воплощение эта структура получила в городе. Наиболее известны работы Л.-Г. по иск-ву палеолита. Он решительно отказался от привлечения этнографич. параллелей для толкования его семантики. Вместе с А. Ламен-Амперер (Эмперейр) Л.-Г. развил структуралистский подход: вместо иллюстрации к магич. обрядам он видел в наскальной живописи палеолита символич. изображение мифологич. картины мира, основанной на оппозиции мужского и женского: «половыми символами» он считал не только т. н. знаки, но и зооморфные изображения (лошадь – мужской символ, бизон – женский). В трактовке рисунков широко привлекал статистич. подсчёты их взаимовстречаемости и расположения в пещере. Выделял 4 хронологич. стиля палеолитич. живописи, развивающиеся от «абстракции» к «реализму».