НЬО
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЬО, Нио (Niaux), пещера близ г. Тараскон-сюр-Арьеж (деп-т Арьеж, Франция) с изображениями, созданными в позднем палеолите. Находится на выс. 100 м над р. Викдесо, притоком Арьежа. Горизонтальные переходы и залы протянулись в известняковом массиве более чем на 2 км. Издавна известна и легкодоступна, предположение о палеолитич. возрасте изображений, высказанное в 1906, привлекло внимание Э. Картальяка, А. Брёйля и др. специалистов, неоднократно обследовавших Н.; в 1990-е гг. исследования с применением совр. методов проводил Ж. Клот.
В Н. представлены росписи, гравировки, прочерченные по глине изображения; всего более 100 фигур (15 не поддаются идентификации) и св. 300 знаков, которые локализуются на нескольких участках, в осн. на тех, где концентрируются фигуры (две трети фигур – в т. н. Чёрном салоне, подземном зале, завершающем ответвление вправо от входа). Среди фигур наиболее многочисленны нанесённые краской изображения бизонов, козлов, лошадей. Примечательны изображения рыб, нечасто встречающиеся в палеолитич. иск-ве. В «Чёрном салоне» для передачи движения голова бизона показана в двух ракурсах. На участке одного из тоннелей (т. н. галерея Обвала) при создании изображений были использованы фактура и рельеф стен, особенности пола: представлены сцена противостояния двух козлов, лошадиная голова; на глиняном полу – прочерченная фигура бизона. Среди знаков наиболее многочисленны точки, штрихи, круги, перекрещивающиеся линии, схематичные линейные фигуры (предположительно женские). Сохранился окаменевший отпечаток ноги мальчика, который принято связывать с обрядами инициации, возможно, проводившимися в пещере.
Работы под рук. Ж. Клота показали, что пространство Н. осваивалось художниками согласно предварительному замыслу, а фигуры объединены в композиции. Расположение и контур изображений сначала намечались угольком, затем выполнялись краской. Продуманность комплекса росписей «Чёрного салона» некоторые исследователи считают аргументом в пользу того, что здесь было святилище. В Н. выявлено 4 разных состава краски. Их сравнение с красками на находках из слоя стоянок, расположенных в районе Н., позволило отнести б. ч. росписей в «Чёрном салоне» Н. и неск. знаков в её галереях к позднему Мадлену, остальные изображения – к среднему. Для росписей Н. получены радиоуглеродные даты: 12890±160 лет назад, 13060±200 лет назад, 13850±150 лет назад.