Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦА́ДКИН ОСИП

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро
О. Цадкин. «Человеческое жилище». Бронза. 1963–64. Скульптура установлена в 1968. Амстердам.

ЦА́ДКИН (Zadkine) Осип (наст. имя Иосель Аро­но­вич) [14(26).7.1890, по др. све­де­ни­ям, 28.1(9.2).1888, Ви­тебск – 25.11.1967, Па­риж], франц. скульп­тор, жи­во­пи­сец, гра­фик. Учил­ся в гор. ре­мес­лен­ном уч-ще Ви­теб­ска (1900–04) и у Ю. М. Пэ­на, изу­чал резь­бу по де­ре­ву в по­ли­тех­нич. уч-ще на Рид­жент-стрит в Лон­до­не (с 1906). С 1910 в Па­ри­же, где учил­ся в Выс­шей шко­ле изящ­ных ис­кусств (1910–11), во­шёл в круг мас­те­ров па­риж­ской шко­лы. Ис­пы­тал влия­ние афр. скульп­ту­ры, ро­ман­ско­го и др.-егип. иск-ва, бла­го­да­ря че­му в твор­че­ст­ве про­яви­лись чер­ты при­ми­ти­виз­ма («Сбор ви­но­гра­да», де­ре­во, ок. 1918, Му­зей Цад­ки­на, Па­риж). Изу­чал так­же ан­тич­ную скульп­ту­ру, что от­ра­зи­лось в фор­маль­ных приё­мах (ба­рель­еф «Ор­фей и ним­фы», гипс, 1932, ча­ст­ное со­б­ра­ние) и сю­же­тах («Лао­ко­он», брон­за, 1930). Скульп­ту­ры се­ре­ди­ны – кон. 1910-х гг. со­че­та­ют обоб­щён­ность и мо­ну­мен­таль­ность форм с ка­мер­но­стью, плав­но­стью ли­ний, не­ред­ко не­сут сим­во­ли­ст­ские чер­ты («Го­ло­ва со свин­цо­вы­ми гла­за­ми»), по­рой сти­ли­зо­ва­ны под ар­хаи­ку («Де­вуш­ка с ги­та­рой», оба – из­вест­няк, 1919, все – в Му­зее Цад­ки­на). Ц. ра­бо­тал без опо­ры на на­ту­ру, в тех­ни­ке «пря­мо­го вы­се­ка­ния», со­че­тал разл. ма­те­риа­лы, рас­крас­ку, зо­ло­че­ние и пр. В 1915–17 на фрон­те 1-й ми­ро­вой вой­ны, по сде­лан­ным там ри­сун­кам со­здал «Два­дцать офор­тов вой­ны» (1918). В нач. 1920-х гг. ра­бо­тал в ду­хе ку­биз­ма («Стоя­щая жен­щи­на», 1922; «Ак­кор­де­о­нист», 1922–26, оба – брон­за), со 2-й пол. 1920-х гг. ку­бизм со­че­тал­ся с не­оклас­сич. тен­ден­ция­ми и ба­роч­ной экс­прес­си­ей («Ро­ж­де­ние Ве­не­ры», брон­за, 1930, все – в Му­зее Цад­ки­на; «Ме­на­ды», брон­за, 1934–35, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). По­сто­ян­ная те­ма ра­бот – му­зы­ка и му­зы­кан­ты («Му­зы­кан­ты», 1927, ГМИИ). В 1941–45 в США. Клю­че­вое про­из­ве­де­ние Ц., обоб­щив­шее его твор­че­ские прин­ци­пы, – мо­ну­мент «Раз­ру­шен­ный го­род» («Го­род без серд­ца», брон­за, 1953; см. илл. к ст. Скульп­ту­ра) в Рот­тер­да­ме в па­мять об унич­то­же­нии его герм. бом­бар­ди­ров­ка­ми в 1940. С кон. 1950-х гг. Ц. соз­да­вал по­лу­аб­ст­ракт­ные и аб­ст­ракт­ные ком­по­зи­ции и скульп­ту­ры, в т. ч. из гли­ны («Внут­рен­няя жизнь», тер­ра­ко­та, 1958, Му­зей Цад­ки­на). Его ра­бо­ты «Хри­стос» (1940) и «Пье­та» (1956–57; обе – де­ре­во) в 1988 по­ме­ще­ны в ср.-век. ц. Св. Лав­рен­тия в Лез-Арк на юге Фран­ции, где Ц. жил с 1930-х гг.

Соч.: Le maillet et le ciseau. Souvenirs de ma vie. P., 1968.

Лит.: Lichtenstern Ch. O. Zadkine. Der Bild­hauer und seine Ikonographie. B., 1980; Mar­chal G.-L. O. Zadkine: la sculpture – toute une vie. Rodez, 1992; Lecombre S. O. Zadkine: L’œuvre sculpté. P., 1994.

Вернуться к началу