ЦА́ДКИН ОСИП
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦА́ДКИН (Zadkine) Осип (наст. имя Иосель Аронович) [14(26).7.1890, по др. сведениям, 28.1(9.2).1888, Витебск – 25.11.1967, Париж], франц. скульптор, живописец, график. Учился в гор. ремесленном уч-ще Витебска (1900–04) и у Ю. М. Пэна, изучал резьбу по дереву в политехнич. уч-ще на Риджент-стрит в Лондоне (с 1906). С 1910 в Париже, где учился в Высшей школе изящных искусств (1910–11), вошёл в круг мастеров парижской школы. Испытал влияние афр. скульптуры, романского и др.-егип. иск-ва, благодаря чему в творчестве проявились черты примитивизма («Сбор винограда», дерево, ок. 1918, Музей Цадкина, Париж). Изучал также античную скульптуру, что отразилось в формальных приёмах (барельеф «Орфей и нимфы», гипс, 1932, частное собрание) и сюжетах («Лаокоон», бронза, 1930). Скульптуры середины – кон. 1910-х гг. сочетают обобщённость и монументальность форм с камерностью, плавностью линий, нередко несут символистские черты («Голова со свинцовыми глазами»), порой стилизованы под архаику («Девушка с гитарой», оба – известняк, 1919, все – в Музее Цадкина). Ц. работал без опоры на натуру, в технике «прямого высекания», сочетал разл. материалы, раскраску, золочение и пр. В 1915–17 на фронте 1-й мировой войны, по сделанным там рисункам создал «Двадцать офортов войны» (1918). В нач. 1920-х гг. работал в духе кубизма («Стоящая женщина», 1922; «Аккордеонист», 1922–26, оба – бронза), со 2-й пол. 1920-х гг. кубизм сочетался с неоклассич. тенденциями и барочной экспрессией («Рождение Венеры», бронза, 1930, все – в Музее Цадкина; «Менады», бронза, 1934–35, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Постоянная тема работ – музыка и музыканты («Музыканты», 1927, ГМИИ). В 1941–45 в США. Ключевое произведение Ц., обобщившее его творческие принципы, – монумент «Разрушенный город» («Город без сердца», бронза, 1953; см. илл. к ст. Скульптура) в Роттердаме в память об уничтожении его герм. бомбардировками в 1940. С кон. 1950-х гг. Ц. создавал полуабстрактные и абстрактные композиции и скульптуры, в т. ч. из глины («Внутренняя жизнь», терракота, 1958, Музей Цадкина). Его работы «Христос» (1940) и «Пьета» (1956–57; обе – дерево) в 1988 помещены в ср.-век. ц. Св. Лаврентия в Лез-Арк на юге Франции, где Ц. жил с 1930-х гг.