МИНИМАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНИМАЛИ́ЗМ, минимальное искусство (англ. minimalism, minimal art), направление в авангардистском иск-ве 1960-х гг., проявившееся гл. обр. в США. Название обусловлено осн. худож. принципами направления: форма сведена к простейшим геометрич. объёмам и очертаниям; ровные, гладкие поверхности лишены экспрессивных качеств. Предтечи М. – Э. Рейнхардт, Ф. Стелла, Б. Ньюмен, Т. Смит. В нью-йоркскую группу минималистов входили Д. Джадд, К. Андре, С. Левитт, Р. Моррис, Д. Флейвин. Менее значит. калифорнийская группа сформировалась в Лос-Анджелесе (Дж. Маккракен, Л. Белл). Произведения М. (огромные кубы, конусы, решётчатые структуры, прямоугольные планшеты) чаще всего выполнялись на заводе по эскизам художника; использовались преим. пром. материалы (жесть, пластмасса, стекловолокно, флуоресцентные лампы, фанера, обточенные дерев. бруски и т. п.). Работы экспонировались без пьедестала, прямо на полу или (реже) на стенах. Типичное проявление М. – серийные системы, последовательности однотипных объектов с малыми вариациями формы, созданные по принципу математич. прогрессии. Ведущие теоретики направления – Джадд (ст. «Специфические объекты», 1965) и Моррис («Заметки о скульптуре», 1966) – считали важнейшим качеством произведения его «цельность», нерасчленённость «унитарной формы». По Моррису, неизменные формы геометрич. фигур при восприятии подвергаются непрестанным трансформациям, утрачивают свою устойчивость (так, при обходе огромной фигуры смещаются перспективные оси, меняются ракурсы и освещённость). Возникает противоречие между априорными формами внутр. созерцания и реальным чувственным опытом. В демонстрации этой коллизии минималисты опирались на законы восприятия, открытые школой гештальтпсихологии. Возродившийся в 1980-х гг. интерес к М. способствовал появлению направления нео-гео (неогеометрич. концептуализм).