ДЖОРДЖО́НЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖОРДЖО́НЕ (Giorgione; Zorzi, Zorzon; наст. имя и фам. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (ок. 1477, Кастельфранко, Венето – октябрь или ноябрь 1510, Венеция), итал. живописец. Возможно, учился у В. Карпаччо и Дж. Беллини (см. Беллини). Д. – крупнейший представитель венецианской школы (см. также иллюстрации к этой статье) периода Высокого Возрождения, выполнял заказы гуманистически образованных представителей венецианского патрициата. В науке остро стоит проблема датировок его произведений и отделения их от ряда близких им по стилю работ его последователей (т. н. джорджонески). Так, картина «Сельский концерт» (Лувр), традиционно считавшаяся работой Д., ныне приписывается рядом исследователей молодому Тициану. Большинство сохранившихся произведений Д. было создано в период 1500–10. В ранних работах Д. заметны черты повествовательного стиля Карпаччо, пейзажные и иконографич. мотивы произведений Дж. Беллини (выполненные Д. для студиоло Изабеллы д’Эсте парные картины «Испытание огнём Моисея» и «Суд Соломона», обе ок. 1498–1500, галерея Уффици, Флоренция; «Святое семейство», ок. 1500, Нац. галерея искусств, Вашингтон).
Начало зрелого периода творчества Д. ознаменовано созданием алтаря для капеллы венецианского кондотьера Т. Костанцио «Мадонна с младенцем и предстоящими святыми» («Мадонна Кастельфранко», 1504–05, собор Сан-Либерале, Кастельфранко), а также образа «Поклонение пастухов» (ок. 1504–05, Нац. галерея искусств, Вашингтон). Алтарный образ «Мадонны Кастельфранко» проникнут особым настроением умиротворённого покоя, разлитого в далёком пейзаже, очертания которого тают в световоздушной дымке. Используя градации цветовых переходов, смягчённых светотенью, Д. достигает полноты звучания, построенного на гармонии тональных отношений колорита, что особенно проявилось в картине «Юдифь» (Эрмитаж, С.-Петербург). Работая в мастерской Дж. Беллини (1506–07), Д. обращается к малым живописным формам, став одним из крупнейших мастеров ренессансной станковой картины. Он писал камерные картины на аллегорич. и мифологич. темы, к лучшим из которых относятся «Три философа» (1507–08, Худож.-историч. музей, Вена), «Спящая Венера» (ок. 1508, КГ, Дрезден), «Гроза» (ок. 1506–07, Галерея Академии, Венеция). Аллегорич. смысл большинства картин, связанный с пожеланиями заказчиков, не поддаётся однозначному толкованию. Настроение поэтич. единства мира природы и человека, характерное для иск-ва Д., созвучно поэтич. пасторалям П. Бембо, «Аркадии» Я. Саннадзаро и ренессансной натурфилософии. В творчестве Д. присутствует аллегорический портрет: т. н. «Лаура» (1506, Худож.-историч. музей, Вена), «Старуха» (1508–09, Галерея Академии, Венеция).
Немногие портреты Д. («Портрет молодого человека», Гос. музеи, Берлин; «Автопортрет с головой Голиафа», не сохр., известен в копиях) оказали влияние на развитие портретного иск-ва Венеции. Известно, что Д. выполнял и монументально-декоративные циклы; в частности, расписал фасад Немецкого подворья в Венеции аллегорич. фигурами, олицетворявшими Свободные искусства и науки (1508, фрагменты – в галерее Дж. Франкетти, Венеция), а также создал монументальное полотно для Дворца дожей (1507, не сохр.). Колоризм Д., присущая ему поэтич. образность оказали большое влияние на венецианскую живопись 16 в., особенно на молодого Тициана и Себастьяно дель Пьомбо. Д. умер в расцвете творч. сил, возможно, заболев чумой.