СЕБАСТЬЯ́НО ДЕЛЬ ПЬО́МБО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕБАСТЬЯ́НО ДЕЛЬ ПЬО́МБО (Sebastiano del Piombo; наст. фам. Лучиани, Luciani) (ок. 1485, Венеция – 21.6.1547, Рим), итал. живописец. Раннее творчество С. дель П. определяет влияние Джованни Беллини (см. Беллини) и Джорджоне («Суд Соломона», ок. 1505, собрание Банкс, Кингстон-Лейси; алтарный образ «Св. Иоанн Златоуст со святыми», 1510–11, ц. Сан-Джованни-Кризостомо, Венеция, и др.). С 1511 работал в Риме. Испытал влияние Рафаэля (фреска «Полифем» на Вилле Фарнезина в Риме, 1511–12) и в особенности Микеланджело («Смерть Адониса», 1512–14, галерея Уффици, Флоренция), по рисунку которого предположительно создал алтарный образ «Воскрешение Лазаря» (1519, Нац. галерея, Лондон). После смерти Рафаэля стал крупнейшим живописцем Рима; особенно ценились его портреты (кардинала Ферри Карондоле, 1512, собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид; А. Дориа, 1526, галерея Дориа-Памфили, Рим; портреты папы Климента VII и др.). В наиболее удачных работах художника заметно органич. слияние колоризма венецианской школы и монументальной манеры мастеров Высокого Возрождения («Пьетá», 1513, Гор. музей, Витербо; фреска «Бичевание», 1516–24, ц. Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим). Суровый лаконизм поздних работ С. дель П. предвосхищает иск-во Контрреформации («Несение креста», 1540-е гг., Музей изобразит. искусств, Будапешт).