Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПЕЛЛЕ́С

Авторы: Л. И. Таруашвили

АПЕЛЛЕ́С (’Apελλῆς) (ок. 370 до н. э., Эфес или Ко­ло­фон, Ма­лая Азия – кон. 4 в. до н. э., о. Кос), др.-греч. жи­во­пи­сец. Учил­ся у Эфо­ра в Эфе­се, за­тем у Пам­фи­ла в Си­кио­не. По сви­де­тель­ст­ву Пли­ния Стар­ше­го, был при­двор­ным ху­дож­ни­ком ма­кед. ца­рей (при­мер­но с 340); ра­бо­тал в Алек­сан­д­рии Еги­пет­ской, Эфе­се (при­мер­но с 334), за­тем на о. Кос, где жил до смер­ти. В древ­но­сти А. бе­зо­го­во­роч­но при­зна­вал­ся ве­ли­чай­шим жи­во­пис­цем. Пре­вос­ход­ст­во кар­тин А. ус­мат­ри­ва­ли в гар­мо­нич­ном со­че­та­нии кра­со­ты об­ра­зов, прав­до­по­до­бия и не­о­быч­ных зри­тель­ных эф­фек­тов. А. пи­сал тем­пе­рой на де­рев. дос­ках, ис­поль­зуя пре­им. бе­лую, чёр­ную, жёл­тую и крас­ную крас­ки, вла­дел све­то­те­нью. Про­из­ве­де­ния его не со­хра­ни­лись и из­вест­ны толь­ко по опи­са­ни­ям; сре­ди них – порт­ре­ты Фи­лип­па II Ма­ке­дон­ско­го и Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го (в ви­де Зев­са, ме­чу­ще­го мол­нии), ав­то­порт­рет, «Конь», ал­ле­го­рич. ком­по­зи­ция «Кле­ве­та», ал­тар­ная кар­ти­на «Жен­щи­ны, при­но­ся­щие да­ры Аск­ле­пию» (для свя­ти­ли­ща Аск­ле­пия на о. Кос). Осо­бой сла­вой поль­зо­ва­лась кар­ти­на «Аф­ро­ди­та Ана­дио­ме­на», пред­став­ляв­шая бо­ги­ню на­гой и вы­жи­маю­щей мок­рые во­ло­сы.

Лит.: Чу­бо­ва А. П., Конь­ко­ва Г. И., Да­вы­до­ва Л. И. Ан­тич­ные мас­те­ра: Скульп­то­ры и жи­во­пис­цы. Л., 1986.

Вернуться к началу