ЮПИ́ТЕР
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЮПИ́ТЕР (лат. Iuppiter), в др.-рим. мифологии бог-громовержец, бог неба, дневного света и царь богов. Сын Сатурна и Опы. В 6 в. до н. э., при последних рим. царях, на Капитолии выстроен храм Юпитера Наилучшего и Величайшего (Iuppiter Optimus Maximus). Со временем Ю. Капитолийский стал покровителем Рима и верховным богом рим. пантеона. Ю. как бог-покровитель виноградной лозы отождествлялся с Либером (Ю. Либеру был посвящён праздник Виналий). Кроме того, Ю. считался богом-защитником гостеприимства, нравственности и семейной жизни, гарантом верности клятве, богом войны и подателем победы (Ю. Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель, поэтому с ним был связан обычай триумфа), хранителем границ (Ю. Термин), богом плодородия (Ю. Фругифер) и защитником свободы (Ю. Либертас и Ю. Либер). Вероятно, римляне вначале признавали неопределённое множество юпитеров, видя в них проявления некой безличной силы. Ю. совмещал много разных функций и имел неск. эпитетов (Ю. Пистор, Луцетий, Элиций и др.). Так, Ю. Луцетий носил имена др. богов: Анксур, Пенин, Клитумн, Сумман и т. д.
Иконография
Как и в др.-греч. иск-ве, в иск-ве Рима Ю. изображался зрелым бородатым мужчиной, как правило восседающим на троне, с разл. атрибутами, часто с орлом у ног (фреска с изображением Ю. из Дома Диоскуров в Помпеях, 1 в. н. э., Нац. археологич. музей, Неаполь), или мечущим молнии. Для др.-рим., особенно провинциального, иск-ва характерны т. н. колонны Ю., обычно увенчанные статуей Ю. («Юпитер на коне, повергающий гиганта», фрагмент статуи с колонны из Саарбурга, 2–3 вв., Музей земли Рейнланд-Пфальц, Трир, и др.). С развитием культа императора получили распространение его изображения в образе Ю. («Император Клавдий в образе Юпитера», ок. 42–43, мрамор, Музеи Ватикана). Об иконографии Ю. в др.-греч. иск-ве и иск-ве Нового времени см. в ст. Зевс.