Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕФФ

Авторы: С. М. Грачёва
Т. А. Нефф. «Две девушки в гроте». 1859. Русский музей (С.-Петербург).

НЕФФ Ти­мо­фей Ан­д­рее­вич (наст. имя и фам. Карл Ти­мо­ле­он фон Нефф, von Neff) [2(14).10.1804, Пюс­си, Эс­т­лянд­ская губ. – 24.12.1876(5.1.1877), С.-Пе­тер­бург], рос. жи­во­пи­сец, ака­де­мик (1839) и проф. (1849) пе­терб. АХ. Вне­брач­ный сын учи­тель­ни­цы франц. яз.; вос­пи­ты­вал­ся в се­мье при­бал­тий­ских нем­цев. Учил­ся у К. фон Кю­гель­хе­на, Ф. де ла Тро­ба (1820-е гг.); в АХ в Дрез­де­не (1824–25) у Ф. Харт­ма­на и Х. фон Ауэ. В 1825–26, 1835–37 и в 1842–43 жил в Ри­ме, где ис­пы­тал влия­ние на­за­рей­цев. В 1827 прие­хал в С.-Пе­тер­бург; в 1832 по­лу­чил зва­ние при­двор­но­го жи­во­пис­ца. Ис­пол­нял жан­ро­вые про­из­ве­де­ния «на­цио­наль­ной» те­ма­ти­ки, сти­ли­сти­че­ски близ­кие итал. ра­бо­там К. П. Брюл­ло­ва: «Две де­вуш­ки в на­цио­наль­ных кос­тю­мах» (1838, ГРМ), «Де­вуш­ка-чер­но­гор­ка» (1839), «Эс­тон­ская кре­сть­ян­ка, кор­мя­щая кур» (нач. 1840-х гг., обе – Эс­тон­ский ху­дож. му­зей, Тал­лин), «Не­апо­ли­тан­ский пас­ту­шок на бе­ре­гу мо­ря» (1841, ГТГ), «Две де­вуш­ки в гро­те» (1859, ГРМ) и др. Осо­бую из­вест­ность при­об­рёл бла­го­да­ря жен­ским порт­ре­там, пре­им. чле­нов имп. се­мьи и ари­сто­кра­тов (вел. кня­жон Ма­рии Ни­ко­ла­ев­ны и Оль­ги Ни­ко­ла­ев­ны, 1838, ГРМ; вел. кн. Ма­рии Ни­ко­ла­ев­ны, 1846, ГТГ, и 1866, Му­зей РАХ, С.-Пе­тер­бург; кн. Т. Б. По­тём­ки­на, 1840-е гг., ГРМ, и др.). Их от­ли­ча­ет мяг­кость «ра­фа­элев­ской» ли­нии, не­ко­то­рая за­гла­жен­ность, ма­нер­ность фор­мы, по­вы­шен­ная де­ко­ра­тив­ность ко­ло­ри­та. Один из по­след­них пред­ста­ви­те­лей «ро­ман­ти­че­ско­го эта­па» в раз­ви­тии рус. ре­лиг. иск-ва 19 в., пи­сал об­раза (ори­ен­ти­ру­ясь на «рус­ско-ви­зан­тий­ское» на­прав­ле­ние в жи­во­пи­си) для ма­лой церк­ви Зим­не­го двор­ца (1839), Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра (в т. ч. для гл. ико­но­ста­са; оба – в С.-Пе­тер­бур­ге), хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве (1860–75; в т. ч. св. 30 икон для гл. ико­но­ста­са), ча­сов­ни на мес­те кон­чи­ны вел. кн. Ни­ко­лая Алек­сан­д­ро­ви­ча в Ниц­це (1867), двор­цо­вой церк­ви гер­цо­ги­ни Эдин­бург­ской в Лон­до­не (1875). Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (1855–64); с 1864 хра­ни­тель кар­тин­ной га­ле­реи имп. Эр­ми­та­жа.

Лит.: Гу­ды­мен­ко Ю. Ю. Ху­дож­ник Т. А. Нефф и про­бле­мы «ви­зан­тий­ско­го сти­ля» в рус­ской жи­во­пи­си се­ре­ди­ны XIX в. // Крае­вед­че­ские за­пис­ки: Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. СПб., 1997. Вып. 5; Нем­цы Рос­сии: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2004. Т. 2; Им­пе­ра­тор­ская Ака­де­мия Ху­до­жеств: До­ку­мен­ты и ис­сле­до­ва­ния: К 250-ле­тию со дня ос­но­ва­ния. М., 2010; Сте­па­но­ва С. С. Рус­ская жи­во­пись эпо­хи К. Брюл­ло­ва и А. Ива­но­ва. СПб., 2011.

Вернуться к началу