НЕФФ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕФФ Тимофей Андреевич (наст. имя и фам. Карл Тимолеон фон Нефф, von Neff) [2(14).10.1804, Пюсси, Эстляндская губ. – 24.12.1876(5.1.1877), С.-Петербург], рос. живописец, академик (1839) и проф. (1849) петерб. АХ. Внебрачный сын учительницы франц. яз.; воспитывался в семье прибалтийских немцев. Учился у К. фон Кюгельхена, Ф. де ла Троба (1820-е гг.); в АХ в Дрездене (1824–25) у Ф. Хартмана и Х. фон Ауэ. В 1825–26, 1835–37 и в 1842–43 жил в Риме, где испытал влияние назарейцев. В 1827 приехал в С.-Петербург; в 1832 получил звание придворного живописца. Исполнял жанровые произведения «национальной» тематики, стилистически близкие итал. работам К. П. Брюллова: «Две девушки в национальных костюмах» (1838, ГРМ), «Девушка-черногорка» (1839), «Эстонская крестьянка, кормящая кур» (нач. 1840-х гг., обе – Эстонский худож. музей, Таллин), «Неаполитанский пастушок на берегу моря» (1841, ГТГ), «Две девушки в гроте» (1859, ГРМ) и др. Особую известность приобрёл благодаря женским портретам, преим. членов имп. семьи и аристократов (вел. княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны, 1838, ГРМ; вел. кн. Марии Николаевны, 1846, ГТГ, и 1866, Музей РАХ, С.-Петербург; кн. Т. Б. Потёмкина, 1840-е гг., ГРМ, и др.). Их отличает мягкость «рафаэлевской» линии, некоторая заглаженность, манерность формы, повышенная декоративность колорита. Один из последних представителей «романтического этапа» в развитии рус. религ. иск-ва 19 в., писал образа (ориентируясь на «русско-византийское» направление в живописи) для малой церкви Зимнего дворца (1839), Исаакиевского собора (в т. ч. для гл. иконостаса; оба – в С.-Петербурге), храма Христа Спасителя в Москве (1860–75; в т. ч. св. 30 икон для гл. иконостаса), часовни на месте кончины вел. кн. Николая Александровича в Ницце (1867), дворцовой церкви герцогини Эдинбургской в Лондоне (1875). Преподавал в петерб. АХ (1855–64); с 1864 хранитель картинной галереи имп. Эрмитажа.