Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРНЕ́ЛИУС ПЕТЕР ФОН

КОРНЕ́ЛИУС (Cornelius) Пе­тер фон (23.9.1783, Дюс­сель­дорф – 6.3.1867, Бер­лин), нем. жи­во­пи­сец. Учил­ся у П. фон Лан­ге­ра в АХ в Дюс­сель­дор­фе (1798 – ок. 1805), где пре­по­да­вал его отец, Ало­ис Кор­не­ли­ус (1748–1800). В 1809–11 жил во Франк­фур­те-на-Май­не, в 1811–19 – в Ри­ме, где изу­чал жи­во­пись итал. Воз­ро­ж­де­ния и вхо­дил в об­ще­ст­во на­за­рей­цев; в 1819–21 ра­бо­тал при дво­ре в Мюн­хе­не. Ди­рек­тор дюс­сель­дорф­ской (1819–1825), мюн­хен­ской (с 1825), бер­лин­ской (с 1841) Ака­де­мий ху­до­жеств.

П. фон Корнелиус. «Девы мудрые и девы неразумные». Ок. 1813. Художественный музей (Дюссельдорф).

В ран­них ра­бо­тах К. за­мет­но влия­ние шко­лы Ж. Л. Да­ви­да («Одис­сей у По­ли­фе­ма», 1803, Ху­дож. му­зей, Дюс­сель­дорф). По­сле пре­бы­ва­ния в Ита­лии К. об­ра­тил­ся к ху­дож. опы­ту мас­те­ров итал. и нем. Воз­ро­ж­де­ния. Один из гл. пред­ста­ви­те­лей нем. ро­ман­тиз­ма, он соз­да­вал мо­ну­мен­таль­ные фре­ски – ис­пол­нен­ные в ли­ней­но-гра­фич. ма­не­ре и про­низан­ные те­ат­ра­ли­зо­ван­ным па­фо­сом ис­то­ри­че­ские, биб­лей­ские и ал­ле­го­рич. сце­ны: в Па­лац­цо Дзук­ка­ри (или Ка­са-Бар­толь­ди), при­над­ле­жав­шем прус­ско­му кон­су­лу в Ри­ме Я. С. Бар­толь­ди (на те­му из ис­то­рии Ио­си­фа, 1816–17; ны­не – в Гос. му­зе­ях, Бер­лин); в Глип­то­те­ке (сю­же­ты из Ге­сио­да и «Илиа­ды» Го­ме­ра, 1820–30), Ста­рой пи­на­ко­те­ке (1826–1840) и ц. Люд­виг­скир­хе («Страш­ный суд», 1830–39; все – в Мюн­хе­не); так­же кар­то­ны к не­осу­ще­ст­в­лён­ным рос­писям в бер­лин­ском се­мей­ном за­хо­ро­не­нии Го­ген­цол­лер­нов Кам­по-Сан­то (в т. ч. «Че­ты­ре всад­ни­ка Апо­ка­лип­си­са», ок. 1843, ны­не – в Гос. му­зе­ях, Бер­лин). В зна­чит. ме­ре под­ра­жа­тель­ное, иск-во К. сыг­ра­ло, тем не ме­нее, важ­ную роль в воз­ро­ж­де­нии иск-ва мо­ну­мен­таль­ной фре­ски в 19 в. Ис­пол­нял порт­ре­ты, пей­заж­ные ри­сун­ки с на­ту­ры, ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги: «Фа­уст» И. В. Гё­те (ри­сун­ки 1808–11, из­да­ны в гра­ви­ро­ван­ном ви­де в 1816), «Песнь о Ни­бе­лун­гах» (гра­вю­ры на ме­ди, из­да­ны в 1817). Его брат – жи­во­пи­сец Лам­берт Кор­не­ли­ус (1778–1823).

Лит.: Förster E. P. Cornelius: ein Gedenkbuch aus seinem Leben und Wirken. B., 1874. Bd 1–2; Koetschau K. P. Cornelius in seiner Vollen­dung. Düsseldorf, 1934; Büttner F. P. Corne­lius: Fresken und Freskenprojekte. Wiesbaden, 1980–1999. Bd 1–2; MacVaugh R. E. The Ca­sa Bartholdy frescoes and Nazarene theory in Rome, 1816–1817. Ann Arbor, 1982.

Вернуться к началу