КОРНЕ́ЛИУС ПЕТЕР ФОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРНЕ́ЛИУС (Cornelius) Петер фон (23.9.1783, Дюссельдорф – 6.3.1867, Берлин), нем. живописец. Учился у П. фон Лангера в АХ в Дюссельдорфе (1798 – ок. 1805), где преподавал его отец, Алоис Корнелиус (1748–1800). В 1809–11 жил во Франкфурте-на-Майне, в 1811–19 – в Риме, где изучал живопись итал. Возрождения и входил в общество назарейцев; в 1819–21 работал при дворе в Мюнхене. Директор дюссельдорфской (1819–1825), мюнхенской (с 1825), берлинской (с 1841) Академий художеств.
В ранних работах К. заметно влияние школы Ж. Л. Давида («Одиссей у Полифема», 1803, Худож. музей, Дюссельдорф). После пребывания в Италии К. обратился к худож. опыту мастеров итал. и нем. Возрождения. Один из гл. представителей нем. романтизма, он создавал монументальные фрески – исполненные в линейно-графич. манере и пронизанные театрализованным пафосом исторические, библейские и аллегорич. сцены: в Палаццо Дзуккари (или Каса-Бартольди), принадлежавшем прусскому консулу в Риме Я. С. Бартольди (на тему из истории Иосифа, 1816–17; ныне – в Гос. музеях, Берлин); в Глиптотеке (сюжеты из Гесиода и «Илиады» Гомера, 1820–30), Старой пинакотеке (1826–1840) и ц. Людвигскирхе («Страшный суд», 1830–39; все – в Мюнхене); также картоны к неосуществлённым росписям в берлинском семейном захоронении Гогенцоллернов Кампо-Санто (в т. ч. «Четыре всадника Апокалипсиса», ок. 1843, ныне – в Гос. музеях, Берлин). В значит. мере подражательное, иск-во К. сыграло, тем не менее, важную роль в возрождении иск-ва монументальной фрески в 19 в. Исполнял портреты, пейзажные рисунки с натуры, иллюстрировал книги: «Фауст» И. В. Гёте (рисунки 1808–11, изданы в гравированном виде в 1816), «Песнь о Нибелунгах» (гравюры на меди, изданы в 1817). Его брат – живописец Ламберт Корнелиус (1778–1823).