МЫ́СЛЬБЕК ЙОЗЕФ ВАЦЛАВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЫ́СЛЬБЕК (Myslbek) Йозеф Вацлав (20.6.1848, Прага – 2.6.1922, там же), чеш. скульптор. Учился в Праге – в мастерских скульпторов Т. Сеидана и В. Леви (1861–68), в АХ (1868–72) у живописца Й. М. Тренквальда. В 1872–73 путешествовал по Германии, занимался у скульптора Э. Ю. Хенеля в Дрездене. В 1878 посетил Францию. Принадлежал к т. н. поколению Национального театра, которое складывалось во время строительства Нац. театра в Праге (1868–83) и отстаивало принципы самобытности чеш. культуры; для творчества М. характерны поэтика и стилистика нац. романтизма. Для украшения пражского Нац. театра исполнил аллегорич. статуи, отмеченные лирич. трактовкой темы, певучестью линий и пластич. выразительностью объёмных форм: «Драма» и «Опера» для портала сцены (1871–74), «Музыка» (1892–94 и 1907–12) для фойе. М. принадлежат портреты мн. деятелей чеш. культуры, отличающиеся глубиной психологич. характеристик (Б. Сметаны, 1893–94; Й. Колара, 1894; автопортрет, 1902–03, все – Музей скульптуры, замок Збраслав, Прага). Наибольшую известность принесла М. его работа в монументальной скульптуре, посвящённой легендарным персонажам и героям чеш. истории: памятники Я. Жижке для Табора (1874–77) и Часлава, группы для моста Палацкого в Праге (1887–97, ныне – в парке Вышеграда; все – бронза). Гл. произведение скульптора – конный памятник св. Вацлаву (бронза, 1900–04; открыт в незаконченном виде в 1913) на Вацлавской пл., которому принадлежит ведущая роль в пространственной организации гл. площади чеш. столицы. В пластич. разработке образов св. Вацлава и его сподвижников сочетаются острая характерность и поэтич. обобщение; М. продолжал работу над памятником вплоть до своей смерти. Преподавал в Праге в Худож.-прикладном уч-ще (проф. с 1885) и в АХ (проф. в 1896–1919). Творчество М. способствовало становлению нац. школы чеш. скульптуры.