Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУДО́Н ЖАН АНТУАН

Авторы: В. В. Стародубова
Ж. А. Гудон. Портрет изобретателя и художника Р. Фултона. Гипс. Ок. 1803. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

ГУДО́Н (Houdon) Жан Ан­ту­ан (25.3.1741, Вер­саль – 15.7.1828, Па­риж), франц. скульп­тор, чл. Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и вая­ния (1777). Учил­ся там же (1756–61) у Р. М. Слод­ца, Ж. Б. Ле­муа­на, Ж. Б. Пи­га­ля, в 1761 по­лу­чил Рим. пр.; до 1764 со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Шко­ле для из­бран­ных уче­ни­ков при ака­де­мии. Во Франц. ака­де­мии в Ри­ме (1764–68) Г. ис­пол­нял ко­пии с ан­ти­ков, изу­чал ра­бо­ты Дж. Л. Бер­ни­ни, Ми­кел­анд­же­ло и др.; под рук. хи­рур­га Се­гюи­ра обу­чал­ся ана­то­мии. В ран­них ра­бо­тах – ста­ту­ях Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (гипс, Га­ле­рея и му­зей Бор­ге­зе, Рим) и св. Бру­но (мра­мор, ц. Сан­та-Ма­рия-де­льи-Ан­дже­ли, Рим; обе 1766–67) – спо­кой­ная по­за, про­сто­та и яс­ность ком­по­зи­ции, стро­гий ритм объ­ё­мов и ли­ний под­чёр­ки­ва­ют впе­чат­ле­ние глу­бо­кой ду­хов­ной со­сре­до­то­чен­но­сти этих об­ра­зов. В ка­че­ст­ве под­го­то­вит. ра­бо­ты ис­пол­нил скульп­туру «Экор­ше» (гипс, 1766–67; брон­за, 1792) – по­пу­ляр­ное до сих пор по­со­бие для изу­че­ния ана­то­мии че­ло­ве­ка. Влия­ние ан­тич­ной скульп­ту­ры ощу­ти­мо в скульп­ту­рах «Вес­тал­ка» (ок. 1767–68 и др.), «Мор­фей» (ок. 1769, 1777), «Диа­на-охот­ни­ца» (1774 и др.; все – в не­сколь­ких ва­ри­ан­тах и в разл. ма­те­ри­а­лах), порт­ре­тах («Рим­ский юно­ша», мра­мор, 1775, собр. П. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк) и др. В 1771 и 1773 ра­бо­тал в Го­те, при дво­ре гер­цо­га Сак­сен-Гот­ско­го.

Ж. А. Гудон. «Вольтер, сидящий в кресле». Мрамор. 1778. «Комеди Франсез» (Париж).

Один из луч­ших порт­ре­ти­стов 18 в., Г. соз­дал об­шир­ную га­ле­рею со­вре­мен­ни­ков: порт­ре­ты-бюс­ты Д. Дид­ро (1771, 1773, 1775; Лувр, Па­риж, и др. му­зеи), Ж. Ж. Рус­со (1778), Воль­те­ра (1778), Ж. Л. Д’Аламбера (1778, 1779, 1802), Ж. де Бюф­фо­на (1781–83), мар­ки­за М. Ж. Ла­фай­е­та (1785, 1787, 1790), гр. Ка­лио­ст­ро (1786), О. Ми­ра­бо (1791, 1800), П. Ла­п­ла­са (1803); в не­ко­то­рых порт­ре­тах ари­сто­кра­тов и чле­нов ко­ро­лев­ской се­мьи за­мет­ны от­зву­ки иск-ва ро­ко­ко. Осо­бен­но уда­ва­лись Г. изо­бра­же­ния творч. лю­дей. Мощ­ная энер­гия ду­ха, ар­ти­стич­ность во­пло­ще­ны Г. в порт­ре­тах К. В. Глю­ка (гипс, 1775, Нац. б-ка, Вей­мар), Моль­е­ра (гипс, Б-ка Прин­стон­ско­го ун-та, Нью-Йорк, и мра­мор, «Ко­ме­ди Фран­сез», Па­риж; оба 1778), Ж. ле Ла­фон­те­на (ок. 1781, 1783), ак­тё­ра Ж. Мо­дюи (мра­мор, 1784, «Ко­ме­ди Фран­сез»). Зна­чит. ко­ли­че­ст­во за­ка­зов Г. по­лу­чал из Рос­сии: бюст имп. Ека­те­ри­ны II (мра­мор, 1773, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), клас­си­ци­стич. над­гро­бия кня­зей А. Д. и М. М. Го­ли­цы­ных (мра­мор, 1773–74, Дон­ской мон., Мо­ск­ва). По за­ка­зу Ека­те­ри­ны II Г. ис­пол­нил по­вто­ре­ние сво­ей зна­ме­ни­той ста­туи «Воль­тер, си­дя­щий в крес­ле» (1778, «Ко­ме­ди Фран­сез»; 1781, Эр­ми­таж; обе – мра­мор). В об­ли­ке пи­са­те­ля во­пло­ще­ны че­ло­ве­че­ские чер­ты, наи­бо­лее це­ни­мые эпо­хой Про­све­ще­ния: мощь ин­тел­лек­та, про­ни­ца­тель­ность, иро­нич­ность.

В се­рии порт­ре­тов дея­те­лей США мас­тер под­чёр­ки­ва­ет му­же­ст­вен­ность, во­лю к дей­ст­вию, це­ле­уст­рем­лён­ность (Б. Франк­лин, 1778, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; Дж. П. Джонс, 1781, Мор­ская ака­де­мия в Ан­на­по­ли­се; Т. Джеф­фер­сон, 1789, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон; все – мра­мор). По­лу­чив за­каз (че­рез по­сред­ни­че­ст­во Т. Джеф­фер­со­на, амер. по­слан­ни­ка во Фран­ции) на ис­пол­не­ние ста­туи Дж. Ва­шинг­то­на, ху­дож­ник со­вер­шил по­езд­ку в Аме­ри­ку (1785), где ис­пол­нил ряд на­бро­сков и ри­сун­ков с на­ту­ры, снял гип­со­вую мас­ку с ли­ца. Вер­нув­шись во Фран­цию, Г. соз­дал неск. ва­ри­ан­тов «ан­ти­ки­зи­рую­щих» бюс­тов Дж. Ва­шинг­то­на (ок. 1786) и боль­шую ста­тую (в рост, в во­ен. мун­ди­ре, 1788; ус­та­нов­ле­на в 1796, Ка­пи­то­лий, Рич­монд). Мо­ну­мент от­ли­ча­ет­ся стро­го­стью и про­сто­той, об­раз Ва­шинг­то­на зна­чи­те­лен, по­лон бла­го­род­ст­ва и чув­ст­ва дос­то­ин­ст­ва.

Осо­бую стра­ни­цу твор­че­ст­ва Г. пред­став­ля­ют ис­пол­нен­ные обая­ния и не­по­сред­ст­вен­но­сти изо­бра­же­ния де­тей (трёх его до­че­рей; «Ма­лень­кая Ли­за», мра­мор, 1775, Эр­ми­таж; де­тей арх. А. Т. Бронь­я­ра, 1777) и близ­ких (порт­рет же­ны, гипс, 1787, Лувр). В 1806 в па­риж­ском Са­ло­не Г. экс­по­ни­ро­вал порт­рет имп. На­по­ле­о­на I (в ви­де ан­тич­ной гер­мы, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Ди­жон), от­ли­чаю­щий­ся офиц. от­стра­нён­но­стью. Бо­лее че­ло­веч­ны бюс­ты На­по­ле­о­на I в во­ен. мун­ди­ре и Жо­зе­фи­ны де Бо­гар­не (оба – мра­мор, 1808, дво­рец в Вер­са­ле). Све­де­ний о ра­бо­тах по­сле 1814 не со­хра­ни­лось. Г. пре­по­да­вал в Шко­ле жи­во­пи­си, скульп­ту­ры и ар­хи­тек­ту­ры (1805–1823). На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1803).

Лит.: Réau L. Houdon, sa vie et son œuvre. P., 1964. Vol. 1–2; Ар­на­сон Г. Г. Скульп­ту­ра Гу­до­на. М., 1982.

Вернуться к началу