ГУДО́Н ЖАН АНТУАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУДО́Н (Houdon) Жан Антуан (25.3.1741, Версаль – 15.7.1828, Париж), франц. скульптор, чл. Королевской академии живописи и ваяния (1777). Учился там же (1756–61) у Р. М. Слодца, Ж. Б. Лемуана, Ж. Б. Пигаля, в 1761 получил Рим. пр.; до 1764 совершенствовался в Школе для избранных учеников при академии. Во Франц. академии в Риме (1764–68) Г. исполнял копии с антиков, изучал работы Дж. Л. Бернини, Микеланджело и др.; под рук. хирурга Сегюира обучался анатомии. В ранних работах – статуях Иоанна Крестителя (гипс, Галерея и музей Боргезе, Рим) и св. Бруно (мрамор, ц. Санта-Мария-дельи-Анджели, Рим; обе 1766–67) – спокойная поза, простота и ясность композиции, строгий ритм объёмов и линий подчёркивают впечатление глубокой духовной сосредоточенности этих образов. В качестве подготовит. работы исполнил скульптуру «Экорше» (гипс, 1766–67; бронза, 1792) – популярное до сих пор пособие для изучения анатомии человека. Влияние античной скульптуры ощутимо в скульптурах «Весталка» (ок. 1767–68 и др.), «Морфей» (ок. 1769, 1777), «Диана-охотница» (1774 и др.; все – в нескольких вариантах и в разл. материалах), портретах («Римский юноша», мрамор, 1775, собр. П. Гуггенхейма, Нью-Йорк) и др. В 1771 и 1773 работал в Готе, при дворе герцога Саксен-Готского.
Один из лучших портретистов 18 в., Г. создал обширную галерею современников: портреты-бюсты Д. Дидро (1771, 1773, 1775; Лувр, Париж, и др. музеи), Ж. Ж. Руссо (1778), Вольтера (1778), Ж. Л. Д’Аламбера (1778, 1779, 1802), Ж. де Бюффона (1781–83), маркиза М. Ж. Лафайета (1785, 1787, 1790), гр. Калиостро (1786), О. Мирабо (1791, 1800), П. Лапласа (1803); в некоторых портретах аристократов и членов королевской семьи заметны отзвуки иск-ва рококо. Особенно удавались Г. изображения творч. людей. Мощная энергия духа, артистичность воплощены Г. в портретах К. В. Глюка (гипс, 1775, Нац. б-ка, Веймар), Мольера (гипс, Б-ка Принстонского ун-та, Нью-Йорк, и мрамор, «Комеди Франсез», Париж; оба 1778), Ж. ле Лафонтена (ок. 1781, 1783), актёра Ж. Модюи (мрамор, 1784, «Комеди Франсез»). Значит. количество заказов Г. получал из России: бюст имп. Екатерины II (мрамор, 1773, Эрмитаж, С.-Петербург), классицистич. надгробия князей А. Д. и М. М. Голицыных (мрамор, 1773–74, Донской мон., Москва). По заказу Екатерины II Г. исполнил повторение своей знаменитой статуи «Вольтер, сидящий в кресле» (1778, «Комеди Франсез»; 1781, Эрмитаж; обе – мрамор). В облике писателя воплощены человеческие черты, наиболее ценимые эпохой Просвещения: мощь интеллекта, проницательность, ироничность.
В серии портретов деятелей США мастер подчёркивает мужественность, волю к действию, целеустремлённость (Б. Франклин, 1778, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Дж. П. Джонс, 1781, Морская академия в Аннаполисе; Т. Джефферсон, 1789, Музей изящных искусств, Бостон; все – мрамор). Получив заказ (через посредничество Т. Джефферсона, амер. посланника во Франции) на исполнение статуи Дж. Вашингтона, художник совершил поездку в Америку (1785), где исполнил ряд набросков и рисунков с натуры, снял гипсовую маску с лица. Вернувшись во Францию, Г. создал неск. вариантов «антикизирующих» бюстов Дж. Вашингтона (ок. 1786) и большую статую (в рост, в воен. мундире, 1788; установлена в 1796, Капитолий, Ричмонд). Монумент отличается строгостью и простотой, образ Вашингтона значителен, полон благородства и чувства достоинства.
Особую страницу творчества Г. представляют исполненные обаяния и непосредственности изображения детей (трёх его дочерей; «Маленькая Лиза», мрамор, 1775, Эрмитаж; детей арх. А. Т. Броньяра, 1777) и близких (портрет жены, гипс, 1787, Лувр). В 1806 в парижском Салоне Г. экспонировал портрет имп. Наполеона I (в виде античной гермы, Музей изящных искусств, Дижон), отличающийся офиц. отстранённостью. Более человечны бюсты Наполеона I в воен. мундире и Жозефины де Богарне (оба – мрамор, 1808, дворец в Версале). Сведений о работах после 1814 не сохранилось. Г. преподавал в Школе живописи, скульптуры и архитектуры (1805–1823). Награждён орденом Почётного легиона (1803).