Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРЕЩА́ГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Авторы: А. М. Муратов
В. В. Верещагин. «Двери Тимура (Тамерлана)». 1871–72. Третьяковская галерея (Москва).

ВЕРЕЩА́ГИН Ва­си­лий Ва­силь­е­вич [14(26).10.1842, Че­ре­по­вец Нов­го­род­ской губ. – 31.3(13.4).1904], рос. жи­во­пи­сец-ба­та­лист. Брат Н. В. Ве­ре­ща­ги­на. Окон­чил Мор. ка­дет­ский кор­пус в С.-Пе­тер­бур­ге (1860), за­ни­мал­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (с 1858), за­тем учил­ся в пе­терб. АХ (1860–63) у А. Т. Мар­ко­ва и А. Е. Бей­де­ма­на, в Па­ри­же (1864–66) у Ж. Л. Же­ро­ма и А. Би­да. Со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие по Кав­ка­зу и Ду­наю (1863–65); в 1867–70 на­хо­дил­ся в Тур­ке­стане (в 1867–68 при­ни­мал уча­стие в во­ен. дей­ст­ви­ях рус. войск). По­се­тил так­же Ин­дию (1874–76 и 1882–1883), Бал­ка­ны (во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1877–78 на­хо­дил­ся в дей­ст­вую­щей ар­мии), Си­рию и Па­ле­сти­ну (1883–84), Рус­ский Се­вер (1887–88 и 1894), Фи­лип­пи­ны, Ку­бу и США (1901–02), Япо­нию (1903). Ре­зуль­та­том ка­ж­дой из его по­ез­док бы­ли се­рии ра­бот (пей­заж­ных, ба­таль­ных, жан­ро­вых и эт­но­гра­фич., порт­рет­ных). В 1901 В. был вы­дви­нут на со­ис­ка­ние пер­вой Но­бе­лев­ской пр. ми­ра. По­сле объ­яв­ле­ния рус.-япон. вой­ны 1904–05 уе­хал в дей­ст­вую­щую ар­мию на Даль­ний Вос­ток; по­гиб при взры­ве на бро­не­нос­це «Пе­тро­пав­ловск» близ Порт-Ар­ту­ра.

Твор­че­ст­во В. – од­но из наи­бо­лее яр­ких яв­ле­ний кри­ти­че­ско­го реа­лиз­ма в рус. иск-ве 19 в., близ­кое пе­ре­движ­ни­кам. Бу­ду­чи сви­де­те­лем мн. во­ен. со­бы­тий, ху­дож­ник с па­ци­фи­ст­ских по­зи­ций осу­ж­дал вой­ны («Апо­фе­оз вой­ны», 1870–71, ГТГ), смерт­ную казнь («Три­ло­гия каз­ней», 1882–87), раз­вен­чи­вал ми­фы о по­бе­до­нос­ных за­вое­ва­ни­ях (се­рия «1812 год», 1891–1900), по­ка­зы­вая стра­да­ния и ги­бель про­сто­го че­ло­ве­ка («Смер­тель­но ра­нен­ный», 1873, ГТГ). В ря­де по­ло­тен по­ка­зал как бес­че­ло­веч­ные фео­даль­ные обы­чаи («Про­да­жа ре­бён­ка-не­воль­ни­ка», 1871–72, ГТГ), так и не ме­нее жес­то­кие нра­вы ев­роп. ко­лони­за­то­ров («По­дав­ле­ние ин­дий­ско­го вос­ста­ния анг­ли­ча­на­ми», ок. 1884). От­вер­гая па­рад­ную ус­лов­ность ака­де­мич. ба­таль­но­го жан­ра, В. до­ку­мен­таль­но­стью и сен­са­ци­он­но­стью сю­же­тов сво­их ра­бот, фраг­мен­тар­но­стью ком­по­зи­ций, рез­ко­стью све­то­те­не­вых от­но­ше­ний пред­вос­хи­тил сти­ли­сти­ку совр. фо­то­ре­пор­та­жа. Об­шир­ное лит. на­сле­дие В. – сво­его ро­да ком­мен­та­рий к его жи­во­пи­си; со­глас­но В., цель ис­кус­ст­ва – нравств. вос­пи­та­ние об­ще­ст­ва. Был из­бран проф. пе­терб. АХ (1874; от­ка­зал­ся от зва­ния).

На­граж­дён офи­цер­ским Ге­ор­ги­ев­ским кре­стом 4-й сте­пе­ни (1868).

Соч.: Из­бран­ные пись­ма. М., 1981; По­вес­ти. Очер­ки. Вос­по­ми­на­ния. М., 1990.

Лит.: Ле­бе­дев А. К. В. В. Ве­ре­ща­гин. М., 1972; Ве­ре­ща­гин В. В. Вос­по­ми­на­ния сы­на ху­дож­ни­ка. Л., 1982; За­вад­ская Е. В. В. В. Ве­ре­ща­гин. М., 1986.

Вернуться к началу