ВЕРЕЩА́ГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губ. – 31.3(13.4).1904], рос. живописец-баталист. Брат Н. В. Верещагина. Окончил Мор. кадетский корпус в С.-Петербурге (1860), занимался в Рисовальной школе ОПХ (с 1858), затем учился в петерб. АХ (1860–63) у А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана, в Париже (1864–66) у Ж. Л. Жерома и А. Бида. Совершил путешествие по Кавказу и Дунаю (1863–65); в 1867–70 находился в Туркестане (в 1867–68 принимал участие в воен. действиях рус. войск). Посетил также Индию (1874–76 и 1882–1883), Балканы (во время рус.-тур. войны 1877–78 находился в действующей армии), Сирию и Палестину (1883–84), Русский Север (1887–88 и 1894), Филиппины, Кубу и США (1901–02), Японию (1903). Результатом каждой из его поездок были серии работ (пейзажных, батальных, жанровых и этнографич., портретных). В 1901 В. был выдвинут на соискание первой Нобелевской пр. мира. После объявления рус.-япон. войны 1904–05 уехал в действующую армию на Дальний Восток; погиб при взрыве на броненосце «Петропавловск» близ Порт-Артура.
Творчество В. – одно из наиболее ярких явлений критического реализма в рус. иск-ве 19 в., близкое передвижникам. Будучи свидетелем мн. воен. событий, художник с пацифистских позиций осуждал войны («Апофеоз войны», 1870–71, ГТГ), смертную казнь («Трилогия казней», 1882–87), развенчивал мифы о победоносных завоеваниях (серия «1812 год», 1891–1900), показывая страдания и гибель простого человека («Смертельно раненный», 1873, ГТГ). В ряде полотен показал как бесчеловечные феодальные обычаи («Продажа ребёнка-невольника», 1871–72, ГТГ), так и не менее жестокие нравы европ. колонизаторов («Подавление индийского восстания англичанами», ок. 1884). Отвергая парадную условность академич. батального жанра, В. документальностью и сенсационностью сюжетов своих работ, фрагментарностью композиций, резкостью светотеневых отношений предвосхитил стилистику совр. фоторепортажа. Обширное лит. наследие В. – своего рода комментарий к его живописи; согласно В., цель искусства – нравств. воспитание общества. Был избран проф. петерб. АХ (1874; отказался от звания).
Награждён офицерским Георгиевским крестом 4-й степени (1868).