ПАНОРА́МА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНОРА́МА (от пан... и греч. ὅραμα – вид, зрелище), 1) обозреваемое дальнее пространство, часто изображаемое с высокой точки зрения и характеризующееся как большой глубиной, так и широким углом обзора; общий далевой вид города либо местности; также объединение мн. видов в едином изображении или цикле изображений (гравированная «Панорама Петербурга» А. Ф. Зубова, 1716; литографированная «Панорама Невского проспекта» В. С. Садовникова, 1830–35).
2) Синтетический вид иск-ва, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, «эффекта присутствия» зрителя в центре пространства, развёрнутого на 360°: находясь на обзорной площадке, зритель имеет возможность обозревать окружающую его картину-ленту и расположенный перед ней предметный план (реальные и бутафорские предметы, сооружения и т. п.). П. размещается в спец. помещении (обычно цилиндрич. формы). Она рассчитана на искусств. освещение; при её создании используются живописные эффекты передачи световоздушной среды, панорамная перспектива. Первая пейзажная П. с круговым обзором создана ирл. художником Р. Баркером, который использовал иллюзионистич. эффекты театрально-декорационной живописи своего времени [панорамный вид Эдинбурга, показанный в 1787 в Эдинбурге и в 1788 в Лондоне; в названии своего изображения Лондона (1791–93; экспонировалось ок. 70 лет) он впервые употребил термин «П.»]. Последователи Баркера создавали П. в 19 в. в Великобритании, Франции, США. Альтернативной формой «сценической» трактовки пространственных изображений стала диорама (с 1820-х гг.), вместе с движущейся П. (известна с сер. 19 в.) непосредственно предвосхитившая кинематограф. В 19 в. получили распространение П., представлявшие знаменитые сражения (напр., «Рацлавская П.» во Вроцлаве, 1893–94, художники Я. Стыка и В. Коссак). Инициатором батальных П. в России был Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», открыта в Севастополе в 1905–42, вновь – в 1954; «Бородинская битва», открыта в Москве в 1912–1918, вновь – в 1962, после реконструкции – в 1995). Среди рос. мастеров, работавших над П., – М. Б. Греков, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, живописцы Студии военных художников им. М. Б. Грекова («Плевенская эпопея 1877 года» в Плевене, 1977; «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», 1982).