Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНОРА́МА

ПАНОРА́МА (от пан... и греч. ὅραμα  – вид, зре­ли­ще), 1) обо­зре­вае­мое даль­нее про­стран­ст­во, час­то изо­бра­жае­мое с вы­со­кой точ­ки зре­ния и ха­рак­те­ри­зую­щее­ся как боль­шой глу­би­ной, так и ши­ро­ким уг­лом об­зо­ра; об­щий да­ле­вой вид го­ро­да ли­бо ме­ст­но­сти; так­же объ­е­ди­не­ние мн. ви­дов в еди­ном изо­бра­же­нии или цик­ле изо­бра­же­ний (гра­ви­ро­ван­ная «Па­но­ра­ма Пе­тер­бур­га» А. Ф. Зу­бо­ва, 1716; ли­то­гра­фи­ро­ван­ная «Па­но­ра­ма Нев­ско­го про­спек­та» В. С. Са­дов­ни­ко­ва, 1830–35).

Панорама «Бородинская битва» (фрагмент). Художник Ф. А. Рубо. 1911–12.

2) Син­те­ти­че­ский вид иск-ва, рас­счи­тан­ный на соз­да­ние зри­тель­ной ил­лю­зии, «эф­фек­та при­сут­ст­вия» зри­те­ля в цен­тре про­стран­ст­ва, раз­вёр­ну­то­го на 360°: на­хо­дясь на об­зор­ной пло­щад­ке, зри­тель име­ет воз­мож­ность обо­зре­вать ок­ру­жаю­щую его кар­ти­ну-лен­ту и рас­по­ло­жен­ный пе­ред ней пред­мет­ный план (ре­аль­ные и бу­та­фор­ские пред­ме­ты, со­ору­же­ния и т. п.). П. раз­ме­ща­ет­ся в спец. по­ме­ще­нии (обыч­но ци­лин­д­рич. фор­мы). Она рас­счи­та­на на ис­кусств. ос­ве­ще­ние; при её соз­да­нии ис­поль­зу­ют­ся жи­во­пис­ные эф­фек­ты пе­ре­да­чи све­то­воз­душ­ной сре­ды, па­но­рам­ная пер­спек­ти­ва. Пер­вая пей­заж­ная П. с кру­го­вым об­зо­ром соз­да­на ирл. ху­дож­ни­ком Р. Бар­ке­ром, ко­то­рый ис­поль­зо­вал ил­лю­зио­ни­стич. эф­фек­ты те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ной жи­во­пи­си сво­его вре­ме­ни [па­но­рам­ный вид Эдин­бур­га, по­ка­зан­ный в 1787 в Эдин­бур­ге и в 1788 в Лон­до­не; в на­зва­нии сво­его изо­бра­же­ния Лон­до­на (1791–93; экс­по­ни­ро­ва­лось ок. 70 лет) он впер­вые упот­ре­бил тер­мин «П.»]. По­сле­до­ва­те­ли Бар­ке­ра соз­да­ва­ли П. в 19 в. в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, США. Аль­тер­на­тив­ной фор­мой «сце­ни­че­ской» трак­тов­ки про­стран­ст­вен­ных изо­бра­же­ний ста­ла дио­ра­ма (с 1820-х гг.), вме­сте с дви­жущей­ся П. (из­вест­на с сер. 19 в.) не­посред­ст­вен­но пред­вос­хи­тив­шая ки­не­ма­то­граф. В 19 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­нение П., пред­став­ляв­шие зна­ме­ни­тые сра­же­ния (напр., «Рац­лав­ская П.» во Вроц­ла­ве, 1893–94, ху­дож­ни­ки Я. Сты­ка и В. Кос­сак). Ини­циа­то­ром ба­таль­ных П. в Рос­сии был Ф. А. Ру­бо («Обо­ро­на Се­ва­сто­по­ля», от­кры­та в Се­ва­сто­по­ле в 1905–42, вновь – в 1954; «Бо­ро­дин­ская битва», от­кры­та в Мо­ск­ве в 1912–1918, вновь – в 1962, по­сле ре­кон­ст­рукции – в 1995). Сре­ди рос. мас­те­ров, рабо­тав­ших над П., – М. Б. Гре­ков, Г. К. Са­виц­кий, П. П. Со­ко­лов-Ска­ля, жи­во­пис­цы Сту­дии во­ен­ных ху­дож­ни­ков им. М. Б. Гре­ко­ва («Пле­вен­ская эпо­пея 1877 го­да» в Пле­ве­не, 1977; «Раз­гром не­мец­ко-фа­шист­ских войск под Ста­лин­гра­дом», 1982).

Лит.: Пе­тро­пав­лов­ский В. П. Ис­кус­ст­во па­но­рам и дио­рам. К., 1965; Pragnell H. J. The London panoramas of R. Barker and Th. Girtin. L., 1968; Buddemeier H. Panorama, Diorama, Photographie: Entstehung und Wirkung neuer Medien im 19. Jahrhundert. Münch., 1970; Oettermann S. Das Panorama: Die Geschichte eines Massenmediums. Fr./M., 1980; Sehsucht: Das Panorama als Massenunterhaltung des 19. Jahrhunderts. (Kat.). Bonn, 1993.

Вернуться к началу