ДИОРА́МА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИОРА́МА (от греч. δια- – через, сквозь и ὅραμα – вид, зрелище), 1) вид живописи, в котором изображения наносятся на просвечивающую поверхность с обеих сторон. При изменении направления и интенсивности двустороннего освещения достигаются разнообразные зрительные эффекты, в т. ч. иллюзия движения. Д. изобрёл в 1822 Л. Ж. Дагер. Он использовал т. н. двойной эффект, когда менялось не только освещение картины, но и её содержание (напр., в Д. «Полуночная месса» пустая церковь заполнялась молящимися, зажигались свечи). Иск-во Д. предвосхитило кинематограф. В С.-Петербурге в 1850-е гг. пользовались успехом Д. с двойным эффектом художников К. и П. Гропиусов. Возможность создавать иллюзию обширных пространств позволяла выбирать в качестве сюжетов Д. эффектные ландшафты, архит. пейзажи, мифологич., библейские сцены и др. Ныне применяются в театрально-декорац. искусстве.
2) Дугообразно изогнутая лента-картина, всю поверхность которой занимает живопись, а горизонтальную плоскость перед ней – предметный план с бутафорскими и реальными предметами. Д. родственна панораме и может восприниматься как её фрагмент. Крупные Д. расположены в спец. павильонах. В сов. период в Д. изображались преим. батальные композиции; исполнялись мастерами школы Ф. А. Рубо, позднее – Студии военных художников им. М. Б. Грекова («Взятие Ростова» М. Б. Грекова, ок. 1929, не сохранилась; «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944» П. Т. Мальцева и др., 1959; «Штурм Перекопа» М. И. Самсонова и др., 1961; «Курская битва. Белгородское направление» Н. Я. Бута и др., 1985–87). В 1970-е гг. наряду с историч. Д. стали популярны передвижные Д. («Панорама Москвы» Е. И. Дешалыта, 1977) и особенно интерьерные Д., которые широко используются в оформлении музейных экспозиций и выставок (предметный план играет в них основную, а живописное полотно – вспомогательную роль).
Сапун-горы 7 мая 1944» П. Т. Мальцева и др., 1959; «Штурм Перекопа» М. И. Самсонова и др., 1961; «Курская битва. Белгородское направление» Н. Я. Бута и др., 1985–87). В 1970-е гг. наряду с историч. Д. стали популярны передвижные Д. («Панорама Москвы» Е. И. Дешалыта, 1977) и особенно интерьерные Д., которые широко используются в оформлении музейных экспозиций и выставок (предметный план играет в них основную, а живописное полотно – вспомогательную роль).