Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИОРА́МА

Авторы: С. А. Аргасцева, Т. Г. Малинина

ДИОРА́МА (от греч. δια- – че­рез, сквозь и ὅραμα – вид, зре­ли­ще), 1) вид жи­во­пи­си, в ко­то­ром изо­бра­же­ния на­но­сят­ся на про­све­чи­ваю­щую по­верх­ность с обе­их сто­рон. При из­ме­не­нии на­прав­ле­ния и интен­сив­но­сти дву­сто­рон­не­го ос­ве­ще­ния дос­ти­га­ют­ся раз­но­об­раз­ные зри­тель­ные эф­фек­ты, в т. ч. ил­лю­зия дви­же­ния. Д. изо­брёл в 1822 Л. Ж. Да­гер. Он ис­поль­зо­вал т. н. двой­ной эф­фект, ко­гда ме­ня­лось не толь­ко ос­ве­ще­ние кар­ти­ны, но и её со­дер­жа­ние (напр., в Д. «По­лу­ноч­ная мес­са» пус­тая цер­ковь за­пол­ня­лась мо­ля­щи­ми­ся, за­жи­га­лись све­чи). Иск-во Д. пред­вос­хи­ти­ло ки­не­ма­то­граф. В С.-­Пе­тер­бур­ге в 1850-е гг. поль­зо­ва­лись ус­пе­хом Д. с двой­ным эф­фек­том ху­дож­ни­ков К. и П. Гро­пиу­сов. Воз­мож­ность соз­да­вать ил­лю­зию об­шир­ных про­странств поз­во­ля­ла вы­би­рать в ка­че­ст­ве сю­же­тов Д. эф­фект­ные ланд­шаф­ты, ар­хит. пей­за­жи, ми­фо­ло­гич., биб­лей­ские сце­ны и др. Ны­не при­ме­ня­ют­ся в те­ат­раль­но-де­ко­рац. ис­кус­ст­ве.

 

Диорама. Художник Е. А. Корнеев. «Блокада Ленинграда». 1990-е гг. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–45 на Поклонной горе (Москва). Фото А. И. Нагаева

2) Ду­го­об­раз­но изо­гну­тая лен­та-кар­ти­на, всю по­верх­ность ко­то­рой за­ни­ма­ет жи­во­пись, а го­ри­зон­таль­ную плос­кость пе­ред ней – пред­мет­ный план с бу­та­фор­ски­ми и ре­аль­ны­ми пред­ме­та­ми. Д. род­ст­вен­на па­но­ра­ме и мо­жет вос­при­ни­мать­ся как её фраг­мент. Круп­ные Д. рас­по­ло­же­ны в спец. па­виль­о­нах. В сов. пе­ри­од в Д. изо­бра­жа­лись пре­им. ба­таль­ные ком­по­зи­ции; ис­пол­ня­лись мас­те­ра­ми шко­лы Ф. А. Ру­бо, позд­нее – Сту­дии во­ен­ных ху­дож­ни­ков им. М. Б. Гре­ко­ва («Взя­тие Рос­то­ва» М. Б. Гре­ко­ва, ок. 1929, не со­хра­ни­лась; «Штурм Са­пун-го­ры 7 мая 1944» П. Т. Маль­це­ва и др., 1959; «Штурм Пе­ре­ко­па» М. И. Сам­со­но­ва и др., 1961; «Кур­ская бит­ва. Бел­го­род­ское на­прав­ле­ние» Н. Я. Бу­та и др., 1985–87). В 1970-е гг. на­ря­ду с ис­то­рич. Д. ста­ли по­пу­ляр­ны пе­ре­движ­ные Д. («Па­но­ра­ма Мо­ск­вы» Е. И. Де­ша­лы­та, 1977) и осо­бен­но ин­терь­ер­ные Д., ко­то­рые ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в оформ­ле­нии му­зей­ных экс­по­зи­ций и вы­ста­вок (пред­мет­ный план иг­ра­ет в них ос­нов­ную, а жи­во­пис­ное по­лот­но – вспо­мо­га­тель­ную роль).

Диорама. Художник Е. И. Дешалыт. «Красноярская ГЭС». 1971–72. Краеведческий музей (Красноярск).

Са­пун-го­ры 7 мая 1944» П. Т. Маль­це­ва и др., 1959; «Штурм Пе­ре­ко­па» М. И. Сам­со­но­ва и др., 1961; «Кур­ская бит­ва. Бел­го­род­ское на­прав­ле­ние» Н. Я. Бу­та и др., 1985–87). В 1970-е гг. на­ря­ду с ис­то­рич. Д. ста­ли по­пу­ляр­ны пе­ре­движ­ные Д. («Па­но­ра­ма Мо­ск­вы» Е. И. Де­ша­лы­та, 1977) и осо­бен­но ин­терь­ер­ные Д., ко­то­рые ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в оформ­ле­нии му­зей­ных экс­по­зи­ций и вы­ста­вок (пред­мет­ный план иг­ра­ет в них ос­нов­ную, а жи­во­пис­ное по­лот­но – вспо­мо­га­тель­ную роль).

Лит.: Пе­тро­пав­лов­ский ВП. Ис­кус­ст­во па­но­рам и дио­рам. К., 1965; Gernsheim H., Ger­n­s­heim A. L.-J. M. Daguerre: the history of the diorama and the daguerrotype. N. Y., 1968; Al­tick R. D. The shows of London. Сamb., 1978.

Вернуться к началу