Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАГЕ́Р ЛУИ ЖАК МАНДЕ

Авторы: А. Н. Лаврентьев
Л. Ж. М. Дагер. «Ателье художника». Дагеротип. 1837.

ДАГЕ́Р (Daguerre) Луи Жак Ман­де (18.11.1787, Кор­мей-ан-Па­ри­зи – 10.7.1851, Бри-сюр-Марн), франц. жи­во­пи­сец, сце­но­граф, изо­бре­та­тель пер­во­го прак­тич. фо­то­гра­фич. про­цес­са (да­ге­ро­ти­пии). По­се­щал ри­со­валь­ную шко­лу в Ор­леа­не (до 1803), с 1803 жил в Па­ри­же. В 1816–1822 ра­бо­тал в те­ат­рах «Ам­би­гю-Ко­мик», «Опе­ра-Ко­мик» и «Оде­он», оформ­лял пре­им. ме­ло­дра­мы. В 1822 Д. (вме­сте с П. Л. Ш. Си­се­ри) впер­вые в Па­риж­ской опе­ре ис­поль­зо­вал га­зо­вое ос­ве­ще­ние на сце­не. Пи­сал кар­ти­ны (пре­им. ин­терь­еры церк­вей), за­ни­мал­ся ли­то­гра­фи­ей (се­рия ил­лю­ст­ра­ций «Жи­во­пис­ные и ро­ман­ти­че­ские пу­те­ше­ст­вия по ста­рой Фран­ции», 1820–33, и др.). В 1822 от­крыл (вме­сте с худ. Ш. М. Бу­то­ном) пер­вую дио­ра­му в Па­ри­же, для ко­то­рой спро­ек­ти­ро­вал спец. зда­ние; де­мон­ст­ри­ро­вал аль­пий­ские пей­за­жи, цер­ков­ные ин­терь­е­ры, сце­ны из­вер­же­ния вул­ка­нов и т. п., с ис­поль­зо­ва­ни­ем не­обыч­ных све­то­вых эф­фек­тов (в 1823 от­крыл дио­ра­му в Лон­до­не). С 1824 Д. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с ме­тал­лич. пла­стин­ка­ми, встав­лен­ны­ми в ка­ме­ру-об­ску­ру, с це­лью по­лу­че­ния ус­той­чи­во­го изо­бра­же­ния. Стре­мясь об­лег­чить вос­про­из­ве­де­ние об­ра­зов в сво­ей дио­ра­ме, раз­ра­бо­тал совм. с Ж. Н. Ньеп­сом спо­соб по­лу­че­ния не­ис­че­заю­ще­го изо­бра­же­ния, на­зван­ный им да­ге­ро­ти­пи­ей. Изо­бра­же­ние (дагеротип) по­лу­ча­лось пу­тём экс­по­зи­ции на сол­неч­ном све­те пла­сти­ны, по­кры­той сло­ем ио­ди­да се­реб­ра, а за­тем за­кре­п­ля­лось па­ра­ми рту­ти и ги­по­суль­фи­том (тио­суль­фа­том) на­трия. Со­об­ще­ние об изо­бре­те­нии да­ге­ро­ти­пии бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в 1839 (счи­та­ет­ся го­дом изо­бре­те­ния фо­то­гра­фии).

Дагеротип. Портрет писательницы Э. Дикинсон. 1847–48.

С 1840 жил в Бри-сюр-Марн, где ис­пол­нил ил­лю­зор­ную ал­тар­ную рос­пись в церк­ви. На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1824).

Соч.: Historique et description des procédés du daguerréotype et du diorama. P., 1839; Des­cription des nouveaux daguerréotypes perfec­tionnés… P., 1841.

Лит.: Potonniée G. Daguerre, peintre et déco­ra­teur. P., 1935; До­ку­мен­ты по ис­то­рии изо­бре­те­ния фо­то­гра­фии. Пе­ре­пис­ка Ж. Н. Ньеп­са, Ж. М. Да­ге­ра и др. лиц. М., 1949; Gern­sheim A., Gernsheim H. L. J. M. Daguerre. The history of the diorama and daguerréotype. L., 1968; Hommage à Daguerre, magicien de l’image / Éd. J. Robbin. Bry-sur-Marne, 1976; Szilágy G. Daguerre... Bdpst, 1987; Paris et le daguerréotype. (Cat.). P., 1989; Ба­жак К. Ис­то­рия фо­то­гра­фии. Воз­ник­но­ве­ние изо­бра­же­ния. М., 2003.

Вернуться к началу