АЛЬТДО́РФЕР АЛЬБРЕХТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЬТДО́РФЕР (Altdorfer) Альбрехт (ок. 1480, Регенсбург – 12.2.1538, там же), немецкий живописец и график. Сын и ученик живописца Ульриха Альтдорфера (ок. 1468 – 1491). По-видимому, испытал влияние Лукаса Кранаха Старшего. В 1517 выполнил живописные работы для сантуария Девы Марии в Регенсбурге, с 1519 входил в состав регенсбургского магистрата, с 1526 исполнял обязанности городского архитектора. Ему принадлежит более 200 гравированных листов (в основном в технике ксилографии, но также гравюры на меди и офорта).
Творчество А.-живописца разносторонне: станковые религиозные композиции (ок. 55), алтарные полиптихи, работы, близкие историческому жанру, аллегорические картины, портреты («Молодая дама», ок. 1522, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Среди ранних работ важное место занимают рисунки пером, обладающие не только эскизно-подготовительным, но и самоценным художественным значением («Самсон и Далила», 1506; «Моление о чаше», 1509; оба – Альбертина, Вена). Выполненные вольным штрихом, они наглядно выражают «романтический» темперамент мастера. Во многих произведениях А. главная роль отведена первозданной природе: так, в картине «Битва святого Георгия с драконом» (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) густая чаща, вздымаясь, словно зелёное море, почти поглощает фигурку воина. Таинственной стихийностью проникнуты также «Пейзаж с мостиком» (ок. 1518, Национальная галерея, Лондон) и «Дунайский пейзаж» (1520-е гг., Старая пинакотека, Мюнхен), которые считаются первыми самостоятельными пейзажами в европейском искусстве (оба, подобно миниатюрам, написаны на пергаменте). Проявившееся в рисунках и в живописных композициях художественное осмысление природы раскрывает А. как мастера дунайской школы.
Интерес художника к проблемам пространства, световой среды, цвета обнаруживают алтарные образы: «Отдых на пути в Египет» (ок. 1510, Государственные музеи, Берлин), 16-частный полиптих Святого Себастиана для аббатства Санкт-Флориан под Линцем (1509–18, Художественно-исторический музей истории искусства, Вена), «Рождество Богоматери» (1520–22, Старая пинакотека, Мюнхен). Фигуры в них обычно стаффажны, а колорит достигает удивительной эмоциональности и силы: краски словно загораются изнутри, то ярко вспыхивая, то тлея во тьме. В заказанной в 1528 Вильгельмом IV Баварским для оформления герцогской резиденции в Мюнхене картине «Битва Александра Македонского с Дарием» (1528–29, Старая пинакотека, Мюнхен) эта манера обретает эпическое величие: событие древней истории уподоблено космической катастрофе, порождающей Землю из огненной лавы.
Талант А.-декоратора проявился в ксилографиях для «Триумфальной арки императора Максимилиана», в графических работах, созданных ок. 1512 по императорскому заказу, в светской монументальной (ок. 1535, фрески императорской купальни в Регенсбурге) и станковой (детальное изображение архитектуры дворца в «Истории Сусанны», 1526, Старая пинакотека, Мюнхен) живописи.