ДУНА́ЙСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУНА́ЙСКАЯ ШКО́ЛА, дунайский стиль (нем. Donauschule, Donaustil), условное название направления в живописи и графике юж.-герм. и австр. земель в бассейне р. Дунай в 1-й пол. 16 в. Понятие «Д. ш.» ввёл нем. историк искусства Т. фон Фриммель (1892). Крупнейшие мастера Д. ш. – Л. Кранах Старший (в ранний период, до 1505), А. Альтдорфер, В. Хубер, «Мастер истории Фридриха и Максимилиана»; осн. худож. центры – Регенсбург, Линц и мон. Санкт-Флориан близ Линца, Пассау, Зальцбург, Кремс.
Развиваясь в русле нем. Возрождения (см. Северное Возрождение), Д. ш. выделяется особым интересом к пейзажу, которому отводится центр. место, и его своеобразной трактовкой. Реализм произведений Д. ш. (особенно у А. Альтдорфера и В. Хубера), основанный на внимательном наблюдении за природными явлениями, эффектами освещения, на точном расчёте при передаче пространства, сочетался с субъективным, эмоционально-романтич. восприятием природы. Объективная картина мира превращалась в мистич. виде́ние – величественный и грандиозный образ, созвучный мировоззрению пантеизма. Попытка передать представления об одушевлённости и целостности природы, связывающие иск-во Д. ш. с натурфилософией Парацельса, наиболее ярко проявилась в картине Альтдорфера «Битва Дария с Александром Македонским» (1528–1529, Старая пинакотека, Мюнхен).
Античные сюжеты, библейские и аллегорич. образы, которые художники Д. ш. черпали из лит-ры, а также из гравюр А. Мантеньи, Я. де Барбари, Л. Кранаха Старшего, утрачивали в их произведениях свой классич. характер и приобретали жанровую окраску и острую экспрессивность («У зазнайства на подоле сидит нищета» А. Альтдорфера, 1531, Гос. музеи, Берлин; «Бегство в Египет» В. Хубера, 1525–30, там же). Живописные произведения Д. ш. отличаются ярким и напряжённым колоритом, светоносностью, контрастами солнечного и фантастич. сумеречного освещения, а также динамичной манерой письма.
Значит. место в творчестве мастеров Д. ш. занимал рисунок. Среди выполненных пером многочисл. пейзажей, отличающихся отрывистым штрихом и вибрирующими линиями, топографически точное воспроизведение конкретной местности соседствует с «героизированными» образами видимого мира.
Живопись Д. ш. оказала значит. влияние на немецких (А. Шёпфер, М. Фезелен, Х. Вертингер, Х. Лей), австр., чеш. и венг. мастеров 16 в., а также стала важным этапом на пути формирования пейзажа как самостоят. жанра не только в нем. и австр., но и в европ. искусстве.