Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЬТДО́РФЕР АЛЬБРЕХТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 567

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: М. Н. Соколов

АЛЬТДО́РФЕР (Alt­dor­fer) Альб­рехт (ок. 1480, Ре­генс­бург – 12.2.1538, там же), нем. жи­во­пи­сец и гра­фик. Сын жи­во­пис­ца Уль­ри­ха А. (ок. 1468–91). С 1519 вхо­дил в со­став ре­генс­бург­ско­го ма­ги­ст­ра­та, с 1526 ис­пол­нял обя­зан­но­сти гор. ар­хи­тек­то­ра. Сре­ди ран­них ра­бот А. важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют пе­ро­вые ри­сун­ки, об­ла­даю­щие не толь­ко эс­киз­но-под­го­то­вит., но и са­мо­цен­ным ху­дож. зна­че­ни­ем («Сам­сон и Да­ли­ла», 1506; «Мо­ле­ние о ча­ше», 1509, и др.). На­пи­сан­ные воль­ным штри­хом, они на­гляд­но вы­ра­жа­ют «ро­ман­ти­че­ский» тем­пе­ра­мент мас­те­ра. Во мн. про­из­ве­де­ни­ях А. гл. роль ис­пол­ня­ет пер­во­здан­ная при­ро­да: так, в кар­ти­не «Бит­ва Св. Ге­ор­гия с дра­ко­ном» (1510, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен) гус­тая ча­ща, взды­ма­ясь слов­но зе­лё­ное мо­ре, поч­ти по­гло­ща­ет фи­гур­ку вои­на. Та­ин­ст­вен­ной сти­хий­но­стью про­ник­ну­ты так­же «Пей­заж с мос­ти­ком» (ок. 1518, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) и «Ду­най­ский пей­заж» (1520-е гг., Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен), ко­то­рые счи­та­ют­ся пер­вы­ми са­мо­сто­ят. пей­за­жа­ми в ев­роп. иск-ве (оба, по­доб­но ми­ниа­тю­рам, на­пи­са­ны на пер­га­мен­те). Во мно­гом имен­но бла­го­да­ря это­му ланд­шафт­но­му чу­тью (про­явив­ше­му­ся и в ри­сун­ках) А. при­ня­то счи­тать на­и­бо­лее яр­ким пред­ста­ви­те­лем ду­най­ской шко­лы

 >>
.

А. Альтдорфер. «Мученичество Св. Флориана». Ок. 1520–30. Галерея Уффици (Флоренция).

За­ме­ча­тель­ны и его луч­шие ал­тар­ные об­ра­зы: «От­дых на пу­ти в Еги­пет» (ок. 1510, Гос. му­зеи, Бер­лин), 16-ча­ст­ный ал­тарь со Стра­стя­ми Хри­сто­вы­ми (для аб­бат­ст­ва Санкт-Фло­ри­ан, 1509–1518), «Ро­ж­де­ст­во Бо­го­ма­те­ри» (1520–1522, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). Фи­гу­ры в них обыч­но без­ли­ки и аморф­ны, од­на­ко ко­ло­рит дос­ти­га­ет уди­ви­тель­ной эмо­цио­наль­но­сти и си­лы: крас­ки слов­но за­го­ра­ют­ся из­нут­ри, то яр­ко вспы­хивая, то тлея во тьме. В «Бит­ве Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го с Да­ри­ем» (1528–1529, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен) эта ма­нера об­ре­та­ет эпич. ве­ли­чие: со­бы­тие древ­ней ис­то­рии упо­доб­ле­но тут кос­мич. ка­та­ст­ро­фе, по­ро­ж­даю­щей Зем­лю из ог­нен­ной ла­вы. Та­лант А.-де­ко­ра­то­ра про­явил­ся в кси­ло­гра­фи­ях для «Три­умфаль­ной ар­ки имп. Мак­си­ми­лиа­на» и др. гра­фических ра­бо­тах, соз­дан­ных око­ло 1512 по имп. за­ка­зу, а так­же в ар­хит. де­та­лях его кар­тин (напр., в изо­бра­же­нии пыш­но­го двор­ца в «Ис­то­рии Су­сан­ны», 1526, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен).

Лит.: Winzinger F. A. Alt­dor­fer: Graphik. Münch., 1963; idem. А. Alt­dor­fer: Die Ge­mälde. Münch.; Z., 1975; Вель­чин­ская И. Л. А. Альт­дор­фер. М., 1977; Alt­dor­fer et le rea­lisme fan­tastique dans l’art al­le­mand (Exp.). P., 1984.

Вернуться к началу