АЛЬТДО́РФЕР АЛЬБРЕХТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
АЛЬТДО́РФЕР (Altdorfer) Альбрехт (ок. 1480, Регенсбург – 12.2.1538, там же), нем. живописец и график. Сын живописца Ульриха А. (ок. 1468–91). С 1519 входил в состав регенсбургского магистрата, с 1526 исполнял обязанности гор. архитектора. Среди ранних работ А. важное место занимают перовые рисунки, обладающие не только эскизно-подготовит., но и самоценным худож. значением («Самсон и Далила», 1506; «Моление о чаше», 1509, и др.). Написанные вольным штрихом, они наглядно выражают «романтический» темперамент мастера. Во мн. произведениях А. гл. роль исполняет первозданная природа: так, в картине «Битва Св. Георгия с драконом» (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) густая чаща, вздымаясь словно зелёное море, почти поглощает фигурку воина. Таинственной стихийностью проникнуты также «Пейзаж с мостиком» (ок. 1518, Нац. галерея, Лондон) и «Дунайский пейзаж» (1520-е гг., Старая пинакотека, Мюнхен), которые считаются первыми самостоят. пейзажами в европ. иск-ве (оба, подобно миниатюрам, написаны на пергаменте). Во многом именно благодаря этому ландшафтному чутью (проявившемуся и в рисунках) А. принято считать наиболее ярким представителем дунайской школы.
Замечательны и его лучшие алтарные образы: «Отдых на пути в Египет» (ок. 1510, Гос. музеи, Берлин), 16-частный алтарь со Страстями Христовыми (для аббатства Санкт-Флориан, 1509–1518), «Рождество Богоматери» (1520–1522, Старая пинакотека, Мюнхен). Фигуры в них обычно безлики и аморфны, однако колорит достигает удивительной эмоциональности и силы: краски словно загораются изнутри, то ярко вспыхивая, то тлея во тьме. В «Битве Александра Македонского с Дарием» (1528–1529, Старая пинакотека, Мюнхен) эта манера обретает эпич. величие: событие древней истории уподоблено тут космич. катастрофе, порождающей Землю из огненной лавы. Талант А.-декоратора проявился в ксилографиях для «Триумфальной арки имп. Максимилиана» и др. графических работах, созданных около 1512 по имп. заказу, а также в архит. деталях его картин (напр., в изображении пышного дворца в «Истории Сусанны», 1526, Старая пинакотека, Мюнхен).