ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж – 1(13) или 2(14).6.1894, хутор Ивановский Черниговской губ.], рос. живописец. Проф. (1863) и чл. (в 1872–1891) петерб. АХ. Правнук франц. иммигранта. Учился на математич. ф-тах университетов Киева и С.-Петербурга (1847–49), в петерб. АХ (1850–57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857–63), посетил также Германию, Францию, Швейцарию; в 1857–59 жил в Риме (где познакомился с А. А. Ивановым), в 1860–69 – во Флоренции. В раннем творчестве заметно влияние К. П. Брюллова («Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила», 1856, ГРМ). Отличающие эту картину романтич. патетика, интенсивный колорит, контрастное освещение определили строй дальнейшего творчества Ге. В Италии обратился к сюжетам из др.-рим. истории (эскизы неосуществлённых картин «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма», 1857–59, ГРМ, ГТГ), писал пейзажи. Творчество А. А. Иванова вдохновило Ге на создание картин на евангельские темы (эскиз картины «Возвращение с погребения Христа», 1859; «Вестники Воскресения», 1867; «Христос в Гефсиманском саду», 1869–1880-е гг.; все – в ГТГ). Наибольший обществ. резонанс вызвала картина «Тайная вечеря» (1863, ГРМ), где евангельский сюжет трактован подчёркнуто реалистически.
По возвращении в С.-Петербург Ге стал одним из учредителей Т-ва передвижных худож. выставок (ТПХВ, 1870). В 1871 обратился к историч. тематике: в картине «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (ГТГ) личный конфликт символизирует противостояние разл. историч. сил. Следующие работы Ге на темы отеч. истории [«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», 1874, там же; «Пушкин в селе Михайловском» («Пущин у Пушкина»), 1875, Худож. музей, Харьков], лишённые внутр. драматизма, не удовлетворили художника, и он на неск. лет оставил живопись.
В 1876 Ге поселился в своём имении в Черниговской губ., где занялся сельским хозяйством и обществ. деятельностью, помогая крестьянам. Образ мыслей и настроения Г. оказались близки мировоззрению Л. Н. Толстого, с которым художник познакомился в 1882. Вернувшись к иск-ву в поздний период, Ге продолжил работу над евангельскими сюжетами («Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», 1889, ГРМ; «Суд Синедриона. "Повинен смерти!"», 1892, ГТГ; «Распятие», 1894, Музей Орсе, Париж; неоконченная картина «Голгофа», 1893, ГТГ). Мастер считал, что искусство должно «опроститься», отбросить красивую манеру, «заражать» идеями, тем самым противостоя развлекательному салонному искусству. Показанная на 18-й выставке ТПХВ картина «"Что есть истина?" Христос и Пилат» (1890, ГТГ) – лучшая из работ «Страстного цикла» – представляет трагич. конфликт цинизма и веры, противостояние грубой силы и идеала самопожертвования. Картина была запрещена церковной цензурой и снята с выставки из-за неканонической трактовки образа Христа. Живопись позднего Ге настолько экспрессивна, что считалась современниками неоконченным подмалёвком, хотя Ге неоднократно переписывал свои холсты, добиваясь нужного худож. результата. Подобная манера письма отчасти предвосхитила стилистику экспрессионизма.
Работал также в портретной скульптуре (бюсты – В. Г. Белинского, гипс тонированный, 1871, Музей рус. иск-ва, Киев; Л. Н. Толстого, бронза, 1890, ГРМ, и др.); исполнял офорты и иллюстрации (к рассказу «Чем люди живы» Л. Н. Толстого, 1886). На протяжении всего творч. пути Ге обращался к портрету, изображая писателей, учёных, обществ. деятелей – «властителей дум»: А. И. Герцена (1867), Н. И. Костомарова (1870, оба – в ГТГ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова (оба 1872, ГРМ). Среди поздних работ особенно значительны портрет Л. Н. Толстого (1884, ГТГ), передающий величие и мощь мыслителя, и автопортрет (1892, Музей рус. иск-ва, Киев), в котором художник предстаёт в облике седобородого старца апостольского вида, с горящим взглядом проповедника, убеждённого в преображающей нравств. силе искусства.