ЛЕБРЕ́Н ЛЕ БРЕН ШАРЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕБРЕ́Н, Ле Брен (Lebrun, Le Brun) Шарль (крещён 24.2.1619, Париж – 12.2.1690, там же), франц. живописец и рисовальщик. Учился у своего отца, скульптора Никола Лебрена (ум. 1648), затем в мастерской Ф. Перье (1632) и у С. Вуэ (ок. 1634). Ранние живописные работы Л. («Распятие», 1637, ГМИИ; «Геракл и кони Диомеда», ок. 1640, Музей замка Ноттингем, Великобритания; «Мученичество св. Иоанна Евангелиста», 1641–1642, ц. Сен-Никола-дю-Шардоне, Париж, и др.) выдержаны в стилистике, близкой флам. барокко с чертами караваджизма. Сопровождая Н. Пуссена, в 1642 выехал в Италию, где копировал антики, произведения Рафаэля; учился у Пуссена натурной живописи и познакомился с живописью академистов. После возвращения в Париж (1646) поступил на королевскую службу, в 1648 стал одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры (с 1655 ректор), с 1664 «первый живописец короля» и хранитель королевской коллекции живописи и рисунка; в 1666 выступил основателем Франц. академии в Риме.
После возвращения Л. в Париж его стиль изменился, приблизившись к академич. манере с её более светлой палитрой и отсутствием светотеневых контрастов, однако сохранил барочную патетику. Руководил исполнением декоративных живописных работ в замке Во-ле-Виконт (салоны Геркулеса, Муз и Большой овальный; королевские апартаменты), в Париже (галерея Геркулеса отеля Ламбер; галерея Аполлона в Лувре); исполнял крупноформатные картины на историч. сюжеты (заказанная королевским двором серия «Подвиги Александра Македонского», 1660–73, Лувр, Париж, и Версальский дворец; «Апофеоз Людовика XIV», 1677, Музей изобразит. искусств, Будапешт), портреты («Портрет канцлера Сегье при въезде Людовика XIV в Париж в 1660», 1655–61, Лувр). Особенно значительна его роль в проектировании и осуществлении декоративных работ в Версальском дворце и парке (с 1669): в апартаментах короля и королевы; оформление Лестницы послов (не сохр.), Зеркальной галереи (1679–84), салонов Мира и Войны (1685–86); эскизы парковой скульптуры и др. Эти масштабные работы, отмеченные чувством единого живописно-пластич. ансамбля, позволяют считать Л. одним из гл. создателей «большого стиля» Людовика XIV; они определили его ведущее положение в иск-ве франц. классицизма и академизма 17 в.
С 1663 возглавлял Королевские мануфактуры гобеленов и мебели, создавая картоны для серий шпалер («Четыре стихии», «Времена года», «История короля», «Месяцы» и др.), также эскизы серебряной утвари, мебели и др.