Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАТВЕ́ЕВ АЛЕКСАНДР ТЕРЕНТЬЕВИЧ

МАТВЕ́ЕВ Алек­сандр Те­рен­ть­е­вич [13(25).8.1878, Са­ра­тов – 22.10.1960, Мо­ск­ва], рос. скульп­тор, засл. дея­т. ис­кусств РСФСР (1931). Учил­ся в Бо­го­лю­бов­ском ри­со­валь­ном уч-ще в Са­ра­то­ве (1896–99) у В. В. Ко­но­ва­ло­ва, в МУЖВЗ (1899–1902) у С. И. Ива­но­ва, С. М. Вол­ну­хи­на и П. П. Тру­бец­ко­го и в ча­ст­ных сту­ди­ях в Па­ри­же (1906–07). Ра­бо­тал на ху­до­же­ст­вен­но-гон­чар­ном про­из-ве С. И. Ма­мон­то­ва «Аб­рам­це­во» (1901–1905; см. Аб­рам­цев­ский ху­до­же­ст­вен­ный кру­жок), в мас­тер­ской при ке­ра­мич. за­во­де П. К. Вау­ли­на в с. Ки­ке­ри­но под С.-Пе­тер­бур­гом (1907–12). Уча­ст­ник вы­ста­вок «Го­лу­бая ро­за» (1907), ж. «Зо­ло­тое ру­но» (1908–09), объ­е­ди­не­ния «Буб­но­вый ва­лет» (1911–12); чл. объ­е­ди­не­ний «Мир ис­кус­ст­ва» (1910–1924), «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» (1924–31), Об­ще­ст­во рус­ских скульп­то­ров (ОРС, 1926–32). Жил в С.-Пе­тер­бур­ге–Ле­нин­гра­де (с 1907) и в Мо­ск­ве (с 1941). По­се­тил Ита­лию (1913).

А. Т. Матвеев. Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе. Гранит, 1910 (памятник открыт в 1911).

Ра­бо­тал в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­ной и стан­ко­вой скульп­ту­ры; в ран­ний пе­ри­од ощу­ти­мы влия­ние им­прес­сио­ни­стич. пла­сти­ки П. П. Тру­бец­ко­го и май­о­ли­ки М. А. Вру­бе­ля, бли­зость к иск-ву рус. мо­дер­на («Ус­по­кое­ние», але­бастр, 1902, ГТГ, и др.). Зре­лые про­из­ве­де­ния от­ме­че­ны клас­сич. яс­но­стью об­раза, про­ни­за­ны ду­хом сим­во­лиз­ма: ком­плекс де­ко­ра­тив­но-мо­ну­ментальных скульп­тур для име­ния Я. Е. Жу­ков­ско­го в Ку­чук-Кое (ны­не пос. Пар­ко­вое) в Кры­му (ин­кер­ман­ский ка­мень; мра­мор, це­мент, сер. 1900-х – нач. 1910-х гг.; ны­не скульп­ту­ры в ГРМ), по­этич­ное над­гро­бие В. Э. Бо­ри­со­ва-Му­са­то­ва в Та­ру­се, на бе­ре­гу Оки (гра­нит, 1910; памятник от­крыт в 1911; эс­ки­зы в ГРМ).

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 уча­ст­во­вал в ра­бо­тах по мо­ну­мен­таль­ной про­па­ган­ды пла­ну (па­мят­ник К. Мар­ксу у Смоль­но­го двор­ца в Пет­ро­гра­де, 1918; не сохр.). Груп­па «Ок­тябрь» (гипс, 1927, ГРМ) пе­ре­ве­де­на в брон­зу и ус­та­нов­ле­на в 1967 пе­ред Боль­шим кон­церт­ным за­лом «Ок­тябрь­ский» в Ле­нин­гра­де. Ис­пол­нял порт­ре­ты: В. Э. Бо­ри­со­ва-Му­са­то­ва (гипс, 1900), А. И. Гер­це­на (брон­за, 1912), ка­ме­но­тё­са И. Се­мё­но­ва (де­ре­во, 1912), В. К. Ста­ню­ко­ви­ча (гипс ок­ра­шен­ный, 1917), Ав­то­порт­рет (брон­за, 1939–41; все – ГРМ), А. П. Че­хо­ва (гипс, 1945, Туль­ский ху­дож. му­зей). Ра­бо­тал так­же в об­лас­ти мел­кой пла­сти­ки («Фло­ра», чу­гун, ма­ла­хит, 1923–25, ГРМ); в 1920-е гг. соз­дал се­рию ста­ту­эток для Ло­мо­но­сов­ско­го фар­фо­ро­во­го за­во­да («Ка­риа­ти­да», «Вио­лон­че­лист», обе – фар­фор, 1923). В 1930–1940-е гг. ра­бо­тал над про­ек­та­ми па­мят­ни­ков М. Горь­ко­му (1938), А. П. Че­хо­ву, А. С. Пуш­ки­ну и др.

Пре­по­да­вал в ГСХМ–Вху­теи­не–ИЖСА (1918–48; ди­рек­тор в 1932–34) и в МХИ (1940–48); сре­ди уче­ни­ков – М. К. Ани­ку­шин, Е. Ф. Бе­ла­шо­ва, В. В. Исае­ва, Б. Е. Ка­п­лян­ский, Л. В. Кер­бель, А. Л. Ма­ла­хин, В. А. Си­най­ский, А. П. Фай­дыш, В. Е. Ци­галь.

Лит.: Бас­се­хес А. И. А. Т. Мат­ве­ев. М., 1960; Ман­ту­ро­ва Т. Б. А. Мат­ве­ев. М., 1974; Му­ри­на Е. Б. А. Мат­ве­ев. М., 1979; Сим­во­лизм в Рос­сии. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1996; А. Мат­ве­ев и его шко­ла. Кат. вы­став­ки. СПб., 2005.

Вернуться к началу