Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕ́МЕР ФРИЦ

Ф. Кремер. Портрет Б. Брехта. Бронза. 1957. Дрезденская картинная галерея.

КРЕ́МЕР (Cremer) Фриц (22.10.1906, Арнс­берг, Вест­фа­лия – 1.9.1993, Бер­лин), нем. скульп­тор, гра­фик, чл. бер­лин­ской АХ (ГДР, 1950; ви­це-пре­зи­дент в 1974–1983), поч. чл. АХ СССР (1967). Учил­ся в Эс­се­не (1921–25) и Выс­шей шко­ле изо­бра­зит. и при­клад­но­го иск-ва в Бер­ли­не (1928–34) у В. Гер­сте­ля. Чл. КП Гер­ма­нии с 1929. По­се­тил Па­риж (1934), Рим и Лон­дон (1937–38), где по­зна­ко­мил­ся с Б. Брех­том, Е. Вай­гель, Х. Эйс­ле­ром. Уча­ст­во­вал во 2-й ми­ро­вой вой­не (в со­ста­ве герм. войск в Гре­ции, 1940–44). Во вре­мя бом­бар­ди­ро­вок Бер­ли­на в мас­тер­ской К. по­гиб­ло св. 50 его про­из­ве­де­ний. В 1946–50 ру­ко­во­дил скульп­тур­ным от­де­ле­ни­ем (проф.) Ака­де­мии при­клад­но­го иск-ва в Ве­не; с 1950 жил в Бер­ли­не.

В Ав­ст­рии бы­ли со­зда­ны пер­вые ме­мо­ри­аль­ные ра­бо­ты К., по­свя­щён­ные жерт­вам на­циз­ма (па­мят­ник на Центр. клад­би­ще в Ве­не, 1947). Ме­мо­риа­лы К. бы­ли ус­та­нов­ле­ны в быв. конц­ла­ге­рях – Эбен­зе (1949), Ма­ут­хау­зе­не (1949 и 1961–1965), Бу­хен­валь­де (1952–58), Ра­вен­с­брю­ке (1959–60). Скульп­тор ра­бо­тал пре­им. в брон­зе; соз­да­вал стан­ко­вые скульп­ту­ры на те­му «Рас­пя­тие» (с 1970-х гг.), порт­ре­ты [ав­то­порт­рет («Уми­раю­щий сол­дат», 1935), Б. Брех­та (1956–57, по сня­той К. по­смерт­ной мас­ке пи­са­те­ля; КГ, Дрез­ден; Му­зей бер­лин­ской АХ), И. Р. Бехе­ра (1963–64, там же) и др.]. Ав­тор па­мят­ни­ков Г. Га­ли­лею для Кем­ни­ца (1970), Брех­ту для те­ат­ра «Бер­ли­нер ан­самбль» в Бер­ли­не (1988–90), «Под­ни­маю­щий­ся» для пар­ка пе­ред од­ним из зда­ний ООН в Нью-Йор­ке (ус­та­нов­лен в 1975). К. ис­пы­тал влия­ния О. Ро­де­на, А. Май­о­ля, экс­прес­сио­ни­ст­ской пла­сти­ки Э. Бар­ла­ха и К. Коль­виц, од­на­ко со­че­тал их с реа­ли­стич. тра­ди­ция­ми, тя­го­тея в сво­ём ис­кус­ст­ве к чёт­ким, энер­гич­но вы­ле­п­лен­ным фор­мам, пол­ным внутр. на­пря­же­ния. Ра­бо­тал так­же в об­лас­ти ли­то­гра­фии (по мо­ти­вам по­эзии Брех­та, 1955; цик­лы «Бу­хен­вальд», 1955–57; «Вен­гер­ские ви­де­ния», 1956).

Лит.: Лю­де­ке Х. Ф. Кре­мер. Твор­че­ский путь не­мец­ко­го скульп­то­ра. М., 1960; F. Cremer: Leben, Werke, Schriften, Meinungen / Hrsg. D. Schmidt. Dresden, 1972; По­ля­ко­ва Н. Ф. Кре­мер. М., 1972; F. Cremer. Lithographien, 1955–1974. B., 1975.

Вернуться к началу