КРЕ́МЕР ФРИЦ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́МЕР (Cremer) Фриц (22.10.1906, Арнсберг, Вестфалия – 1.9.1993, Берлин), нем. скульптор, график, чл. берлинской АХ (ГДР, 1950; вице-президент в 1974–1983), поч. чл. АХ СССР (1967). Учился в Эссене (1921–25) и Высшей школе изобразит. и прикладного иск-ва в Берлине (1928–34) у В. Герстеля. Чл. КП Германии с 1929. Посетил Париж (1934), Рим и Лондон (1937–38), где познакомился с Б. Брехтом, Е. Вайгель, Х. Эйслером. Участвовал во 2-й мировой войне (в составе герм. войск в Греции, 1940–44). Во время бомбардировок Берлина в мастерской К. погибло св. 50 его произведений. В 1946–50 руководил скульптурным отделением (проф.) Академии прикладного иск-ва в Вене; с 1950 жил в Берлине.
В Австрии были созданы первые мемориальные работы К., посвящённые жертвам нацизма (памятник на Центр. кладбище в Вене, 1947). Мемориалы К. были установлены в быв. концлагерях – Эбензе (1949), Маутхаузене (1949 и 1961–1965), Бухенвальде (1952–58), Равенсбрюке (1959–60). Скульптор работал преим. в бронзе; создавал станковые скульптуры на тему «Распятие» (с 1970-х гг.), портреты [автопортрет («Умирающий солдат», 1935), Б. Брехта (1956–57, по снятой К. посмертной маске писателя; КГ, Дрезден; Музей берлинской АХ), И. Р. Бехера (1963–64, там же) и др.]. Автор памятников Г. Галилею для Кемница (1970), Брехту для театра «Берлинер ансамбль» в Берлине (1988–90), «Поднимающийся» для парка перед одним из зданий ООН в Нью-Йорке (установлен в 1975). К. испытал влияния О. Родена, А. Майоля, экспрессионистской пластики Э. Барлаха и К. Кольвиц, однако сочетал их с реалистич. традициями, тяготея в своём искусстве к чётким, энергично вылепленным формам, полным внутр. напряжения. Работал также в области литографии (по мотивам поэзии Брехта, 1955; циклы «Бухенвальд», 1955–57; «Венгерские видения», 1956).