АНИМАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНИМАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР, анималистика (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором гл. мотивом является изображение животных. В первобытном иск-ве животные были главными предметами изображения, наделялись магич. смыслом (см. Тотемизм). В палеолитич. пещерных росписях их образы отличались натуроподобием; в неолите изображения часто схематизируются, приобретая орнаментальный или знаковый характер, эта черта сохраняется позднее в фольклоре (где животные часто исполняют роль оберегов), а также в геральдике. Стилизация часто сочетается с острой передачей деталей (напр., в т. н. зверином стиле). Иск-во Древнего мира изображало животных как зооморфных божеств, в греко-рим. античности распространение получили повествоват. сюжеты, лишённые магич. значения. Средневековье культивировало символико-нравоучит. анималистику, кодифицированную в спец. книгах типа бестиариев и «Физиолога».
С 16 в. анималистика становится самостоят. жанром, получили распространение сделанные с натуры изображения (А. Дюрер), а нравоучит. функция А. ж. закрепилась в эмблемах, иллюстрациях к басням и в карикатуре. А. ж. получил развитие в 17 в. во Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в Голландии (П. Поттер, М. де Хондекутер), в 18 в. во Франции (Ж. Б. Удри), России (И. Ф. Гроот). В 19 в. большое влияние на развитие этого жанра оказало общее стремление к точности изображения (Дж. Одюбон в США, П. К. Клодт и Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии и др.).
В 20 в. выдающийся вклад в А. ж. внесли и художники, обращавшиеся к нему лишь в отд. работах (В. А. Серов, Ф. Марк, П. Пикассо, С. Дали и т. д.), но придававшие ему весьма важное символич. значение. Совр. анималисты зачастую связаны с науч. иллюстрацией и декоративно-прикладным творчеством (В. А. Ватагин, Е. И. Чарушин и др.). Тематика, связанная с изображением животных, составляет популярный раздел китча.