Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНИМАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР

Авторы: М. Н. Соколов
А. Дюрер. «Заяц». Акварель. 1502. Музей Альбертина (Вена).

АНИМАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР, ани­ма­ли­сти­ка (от лат. ani­mal – жи­вот­ное), вид изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, в ко­то­ром гл. мо­ти­вом яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние жи­вот­ных. В пер­во­быт­ном иск-ве жи­вот­ные бы­ли глав­ны­ми пред­ме­та­ми изо­бра­же­ния, на­де­ля­лись ма­гич. смыс­лом (см. То­те­мизм). В па­лео­ли­тич. пе­щер­ных рос­пи­сях их об­ра­зы от­ли­ча­лись на­ту­ро­по­до­би­ем; в не­оли­те изо­бра­же­ния час­то схе­ма­ти­зи­ру­ют­ся, при­об­ре­тая ор­на­мен­таль­ный или зна­ко­вый ха­рак­тер, эта чер­та со­хра­ня­ет­ся позд­нее в фольк­ло­ре (где жи­вот­ные час­то ис­пол­ня­ют роль обе­ре­гов), а так­же в ге­раль­ди­ке. Сти­ли­за­ция час­то со­че­та­ет­ся с ост­рой пе­ре­да­чей де­та­лей (напр., в т. н. зве­ри­ном сти­ле). Иск-во Древ­не­го ми­ра изо­бра­жа­ло жи­вот­ных как зоо­морф­ных бо­жеств, в гре­ко-рим. ан­тич­но­сти рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли по­ве­ст­во­ват. сю­же­ты, ли­шён­ные ма­гич. зна­че­ния. Сред­не­ве­ко­вье куль­ти­ви­ро­ва­ло сим­во­ли­ко-нра­во­учит. ани­ма­ли­сти­ку, ко­ди­фи­ци­ро­ван­ную в спец. кни­гах ти­па бес­тиа­ри­ев и «Фи­зио­ло­га».

М. де Хондекутер. «Домашние птицы». 2-я пол. 17 в. Эрмитаж (С.-Петербург).

С 16 в. ани­ма­ли­сти­ка ста­но­вит­ся са­мо­сто­ят. жан­ром, по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние сде­лан­ные с на­ту­ры изо­бра­же­ния (А. Дю­рер), а нра­во­учит. функ­ция А. ж. за­кре­пи­лась в эмб­ле­мах, ил­лю­ст­ра­ци­ях к бас­ням и в ка­ри­ка­ту­ре. А. ж. по­лу­чил раз­ви­тие в 17 в. во Флан­д­рии (Ф. Сней­дерс, Я. Фейт), в Гол­лан­дии (П. Пот­тер, М. де Хон­де­ку­тер), в 18 в. во Фран­ции (Ж. Б. Уд­ри), Рос­сии (И. Ф. Гро­от). В 19 в. боль­шое влия­ние на раз­ви­тие это­го жан­ра ока­за­ло об­щее стрем­ле­ние к точ­но­сти изо­бра­же­ния (Дж. Одю­бон в США, П. К. Клодт и Е. А. Лан­се­ре в Рос­сии, А. Га­уль в Гер­ма­нии и др.).

В 20 в. вы­даю­щий­ся вклад в А. ж. вне­сли и ху­дож­ни­ки, об­ра­щав­шие­ся к не­му лишь в отд. ра­бо­тах (В. А. Се­ров, Ф. Марк, П. Пи­кас­со, С. Да­ли и т. д.), но при­да­вав­шие ему весь­ма важ­ное сим­во­лич. зна­че­ние. Совр. ани­ма­ли­сты за­час­тую свя­за­ны с на­уч. ил­лю­ст­ра­ци­ей и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным твор­че­ст­вом (В. А. Ва­та­гин, Е. И. Ча­ру­шин и др.). Те­ма­ти­ка, свя­зан­ная с изо­бра­же­ни­ем жи­вот­ных, со­став­ля­ет по­пу­ляр­ный раз­дел кит­ча.

Лит.: Ва­та­гин В. А. Изо­бра­же­ние жи­вот­но­го. М., 1957; Klin­gen­der F. D. Ani­mal in art and thought: the end of Mid­dle ages. Camb., 1971; Clark K. Ani­mals and men: their re­la­tion­ship as re­flected in West­ern art from pre­his­tory to the pre­sent day. L., 1977; Ти­ха­но­ва В. А. Лик жи­вой при­ро­ды. Очер­ки о со­вет­ских скульп­то­рах-ани­ма­ли­стах. М., 1990; Moore R. Ani­mals in art. Hove, 1995; Со­ко­лов М. Н. Фау­на // Со­ко­лов М. Н. Вре­мя и ме­сто. Ис­кус­ст­во Воз­ро­ж­де­ния как пер­во­ру­беж вир­ту­аль­но­го про­стран­ст­ва. М., 2002.

Вернуться к началу