БЕСТИА́РИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕСТИА́РИЙ (ср.-век. лат. bestiarium, от лат. bestia – зверь), жанр средневековой дидактич. литературы. Представлял собой каталог реальных и вымышленных животных с описанием некоторых их свойств, в ряде случаев – с их символич. истолкованием. Как правило, был богато иллюстрирован. Наибольшую популярность получил в 12–13 вв. Источником Б. стал «Физиолог», который в 4 в. был переведён на лат. яз., проник в Зап. Европу, а в 10–11 вв., через Болгарию, – на Русь. Изначальное количество глав, которых в «Физиологе» было 49, в Б. варьировалось; добавилось идущее от Исидора Севильского (7 в.) этимологич. толкование названий животных, исчезли главы о минералах. Первым известным по имени автором Б. стал Филипп Танский (12 в.), создавший его стихотв. версию на старофранц. языке. Ок. 1250 амьенский каноник Ришар де Фурниваль в «Бестиарии любви» («Bestiare d’amour») соединил приёмы изображения животных в Б. и традицию любовной лирики труверов, подменив христианскую символику эротической. Б. в стихах и прозе были популярны в Европе до 17 в.; на Руси их известность невелика. Среди др.-рус. Б. – «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита, «Сказание по буквам о птицах и зверях».
Б. стал для последующей лит-ры важным источником символики и эмблематики, сравнений и поэтич. образов; сыграл большую роль в формировании басенного жанра, лит-ры для детей, оказал значит. влияние на анималистический жанр в изобразит. иск-ве. К традиции Б. обращались Ж. Ренар («Естественные истории», 1896), Г. Аполлинер («Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911), Х. Л. Борхес («Книга вымышленных существ», 1967) и др.