Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРО́ОТ

ГРО́ОТ, Грот (Grooth), нем. жи­во­пис­цы, бра­тья.

Г. К. Гроот. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком». 1743. Третьяковская галерея (Москва).

Ге­орг Кри­стоф [10.1.1716, Штут­гарт – 17(28).9.1749, С.-Пе­тер­бург], сын и уче­ник Ио­ган­на Кри­сто­фа Гро­та (ок. 1688–1764), при­двор­но­го жи­во­пис­ца и му­зы­кан­та гер­цо­га Вюр­тем­берг­ско­го. В 1738 обу­чал­ся у А. Ма­нио­ки в Дрез­де­не. С 1739 ра­бо­тал в Пра­ге, Дан­ци­ге, Ре­ве­ле. При­гла­шён в С.-Пе­тер­бург (1741) в ка­че­ст­ве при­двор­но­го порт­ре­ти­ста. При­ни­мал уча­стие в оформ­ле­нии Три­ум­фаль­ных во­рот в Мо­ск­ве по слу­чаю ко­ро­на­ции Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны (1742). Ис­пол­нял па­рад­ные порт­ре­ты в сти­ле нем. ро­ко­ко, со­еди­няю­щие изя­ще­ст­во ак­сес­суа­ров с ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ров. ха­рак­те­ри­сти­кой, – «Порт­рет ве­ли­ко­го кня­зя Пет­ра Фё­до­ро­ви­ча на ко­не» (1743, ГТГ; ок. 1742–44, ГРМ), «Порт­рет ве­ли­кой кня­ги­ни Ека­те­ри­ны Алек­се­ев­ны на ко­не» [1744(?), ГРМ], «Порт­рет им­пе­рат­ри­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны на ко­не с арап­чон­ком» (1743, ГТГ), гр. В. А. Ше­ре­ме­те­вой (1746, там же), гр. П. Б. Ше­ре­ме­те­ва (1747, Му­зей в усадь­бе Кус­ко­во), чле­нов се­мьи кн. Ку­ра­ки­на (ок. 1747–48, ГРМ). Пи­сал так­же кар­ти­ны на ми­фо­ло­гич. и биб­лей­ские сю­же­ты для Боль­шо­го двор­ца в Пе­тер­го­фе (1747), ико­ны для ц. Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва Ека­те­ри­нин­ско­го двор­ца в Цар­ском Се­ле (1749). С 1743 хра­ни­тель двор­цо­вых кар­тин­ных га­ле­рей.

И. Ф. Гроот. «Битая птица». 1776. Национальный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань).

Ио­ганн Фрид­рих (Иван Фё­до­рович) [23.4.1717, Штут­гарт – 6(18).2.1800, С.-Пе­тер­бург], обу­чал­ся у от­ца, за­тем со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Ве­не (1746). Прие­хал в Рос­сию в 1743, по-ви­ди­мо­му, по ре­ко­мен­да­ции сво­его бра­та (при­вёз с со­бой пять «охот­ни­чь­их кар­тин» для «по­ка­за­ния ис­кус­ст­ва сво­ей кис­ти», в т. ч. «Би­тая дичь», 1743, ГРМ). В 1748 при­нят на при­двор­ную служ­бу; ис­пол­нил се­рии кар­тин, изо­бра­жаю­щих би­тую и жи­вую дичь, для охот­ничь­е­го до­ми­ка «Мон­би­жу» (т. н. Гро­то­ва га­ле­рея, 1748–1763), и сце­ны охо­ты для Боль­шо­го двор­ца (1765) в Цар­ском Се­ле. Жи­во­пись Г., от­ме­чен­ная тща­тель­ной де­та­ли­за­ци­ей и ил­лю­зор­но­стью, стоя­ла у ис­то­ков ани­ма­ли­стич. жан­ра в рус. иск-ве. Ака­де­мик «по час­ти жи­во­пи­си зве­рей и птиц» (1765), совет­ник (1766), поч. воль­ный общ­ник (1774) пе­терб. АХ. Пре­по­да­вал там же (1763–75); сре­ди уче­ни­ков – М. М. Ива­нов, К. Ф. Кнап­пе, так­же сын Г. – жи­во­пи­сец-ани­ма­лист Якоб Гро­от (ра­бо­тал вме­сте с от­цом).

Ио­ганн Ни­ко­ла­ус (1723 или 1721, Штут­гарт – 1797, Мем­мин­ген), учил­ся у от­ца. Ра­бо­тал в Ве­не, Мюн­хе­не (был при­двор­ным порт­ре­ти­стом ба­вар­ских эрц­гер­цо­гов), за­тем в Ба­зе­ле и Бер­не.

Лит.: Мар­ки­на Л. А. Се­мья не­мец­ких жи­во­пис­цев Гро­от. Ра­бо­ты в Гер­ма­нии и Рос­сии // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. Пись­мен­ность. Искусство. Ар­хео­ло­гия. М., 1994; она же. Порт­ре­тист Г. Х. Гро­от и не­мец­кие жи­во­пис­цы в Рос­сии се­ре­ди­ны XVIII в. М., 1999; Нем­цы Рос­сии. Эн­цик­ло­пе­дия. М., 1999. Т. 1.

Вернуться к началу