ЛАНСЕРЕ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАНСЕРЕ́ Евгений Александрович [12(24).8.1848, Моршанск – 23.3(4.4).1886, с. Нескучное, Курская губ. (ныне в Харьковской обл., Украина)], рос. скульптор. Почётный вольный общник петерб. АХ (1876). Внук офицера наполеоновской армии Поля Лансере, сын инженера путей сообщения Людвига (Александра) Лансере. Систематич. худож. образования не получил, учился рисунку в Екатеринославе у С. Е. Плиса (1855–56); переехав в 1861 в С.-Петербург, посещал мастерские скульпторов (в т. ч. Н. И. Либериха), фигурный и натурный классы АХ. В 1864–70 учился на юридич. ф-те С.-Петерб. ун-та; затем работал переводчиком в Мин-ве финансов. В 1867 и 1876 изучал худож. литьё в Париже.
Работал преим. в «малых формах», создав св. 200 анималистич. и жанровых статуэток и групп с изображением гл. обр. лошадей, всадников, сцен из жизни разных народов, увиденных им во время частых путешествий по России (Малороссия, Грузия, Ср. Азия, Крым и т. д.) и Алжиру в 1883 (композиции «Тройка», 1866, 1868, 1872, 1873, 1879, 1880, 1881, 1884; «Чумак с возом», 1870; «Запорожец после битвы», 1873; «Киргиз с беркутом», 1876; «Табун кабардинских лошадей, возвращающихся с поля», 1878; «Араб со львятами», 1879; «Туркестанский воин», 1879; «Афганец», 1879; «Большая арабская фантазия», 1884; «Араб с мёртвым сыном», 1885, и др.). Серия статуэток лошадей разных пород (частично – в Музее коневодства, Москва) свидетельствует о глубоком знании их особенностей и повадок. Работы Л. сочетают этнографич. достоверность и поэтичность («Прощание казака с казачкой», 1870-е гг.; «Башкирка-кумысница», 1884). Создавал также портреты (в т. ч. бюст А. Н. Бенуа, 1876, ГРМ; конные скульптуры вел. кн. Марии Фёдоровны, 1870–74, совм. с А. Е. Тимашёвым; ген. М. Д. Скобелева, 1882; предполагался как проект памятника для Москвы), работы на историч. темы («Царский сокольничий XVII века», 1872; «Опричник», 1877; «Илья Муромец», 1885; «Святослав на пути в Царьград», 1886, и др.). Откликом на события рус.-тур. войны 1877–78 стали работы «Казак, преследующий врага», «После битвы» («Утрата товарища», обе – ок. 1878), «Переход через Балканы» (1880) и др.
Исполнял также скульптурное оформление произведений прикладного иск-ва (чернильные приборы, часы, подсвечники, пепельницы, вазы и т. п.). Большинство работ Л. по восковым моделям отлиты в бронзе (фабрика Ф. Ю. Шопена и др.), также в серебре (группа «В память освобождения болгар», ок. 1880, совм. с М. О. Микешиным, А. Л. Обером); существуют увеличенные отливки его работ (в г. Ментона, Франция, и др.); некоторые его работы тиражировались на Каслинском чугунолитейном и др. заводах. В работе Л. с 1874 помогала его жена, художница Екатерина Бенуа (1850–1933), дочь архитектора Н. Л. Бенуа. Среди детей Л. – Е. Е. Лансере, Н. Е. Лансере, З. Е. Серебрякова.