Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАНСЕРЕ́

Авторы: П. С. Павлинов

ЛАНСЕРЕ́ Ев­ге­ний Алек­сан­д­ро­вич [12(24).8.1848, Мор­шанск – 23.3(4.4).1886, с. Не­скуч­ное, Кур­ская губ. (ны­не в Харь­ков­ской обл., Ук­раи­на)], рос. скульп­тор. По­чёт­ный воль­ный общ­ник пе­терб. АХ (1876). Внук офи­це­ра на­по­лео­нов­ской ар­мии По­ля Лан­се­ре, сын ин­же­не­ра пу­тей со­об­ще­ния Люд­ви­га (Алек­санд­ра) Лан­се­ре. Сис­те­ма­тич. ху­дож. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил, учил­ся ри­сун­ку в Ека­те­ри­но­сла­ве у С. Е. Пли­са (1855–56); пе­ре­ехав в 1861 в С.-Пе­тер­бург, по­се­щал мас­тер­ские скульп­то­ров (в т. ч. Н. И. Ли­бе­ри­ха), фи­гур­ный и на­тур­ный клас­сы АХ. В 1864–70 учил­ся на юри­дич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та; за­тем ра­бо­тал пе­ре­во­дчи­ком в Мин-ве фи­нан­сов. В 1867 и 1876 изу­чал ху­дож. ли­тьё в Па­ри­же.

Е. А. Лансере. «Святослав на пути в Царьград». Бронза. 1886. Третьяковская галерея (Москва).

Ра­бо­тал пре­им. в «ма­лых фор­мах», соз­дав св. 200 ани­ма­ли­стич. и жан­ро­вых ста­ту­эток и групп с изо­бра­же­ни­ем гл. обр. ло­ша­дей, всад­ни­ков, сцен из жиз­ни раз­ных на­ро­дов, уви­ден­ных им во вре­мя час­тых пу­те­ше­ст­вий по Рос­сии (Ма­ло­рос­сия, Гру­зия, Ср. Азия, Крым и т. д.) и Ал­жи­ру в 1883 (ком­по­зи­ции «Трой­ка», 1866, 1868, 1872, 1873, 1879, 1880, 1881, 1884; «Чу­мак с во­зом», 1870; «За­по­ро­жец по­сле бит­вы», 1873; «Кир­гиз с бер­ку­том», 1876; «Та­бун ка­бар­дин­ских ло­ша­дей, воз­вра­щаю­щих­ся с по­ля», 1878; «Араб со львя­та­ми», 1879; «Тур­ке­стан­ский во­ин», 1879; «Аф­га­нец», 1879; «Боль­шая араб­ская фан­та­зия», 1884; «Араб с мёрт­вым сы­ном», 1885, и др.). Се­рия ста­ту­эток ло­ша­дей раз­ных по­род (час­тич­но – в Му­зее ко­не­вод­ст­ва, Мо­ск­ва) сви­де­тель­ст­ву­ет о глу­бо­ком зна­нии их осо­бен­но­стей и по­ва­док. Ра­бо­ты Л. со­че­та­ют эт­но­гра­фич. дос­то­вер­ность и по­этич­ность («Про­ща­ние ка­за­ка с ка­зач­кой», 1870-е гг.; «Баш­кир­ка-ку­мыс­ни­ца», 1884). Соз­да­вал так­же порт­ре­ты (в т. ч. бюст А. Н. Бе­нуа, 1876, ГРМ; кон­ные скульп­ту­ры вел. кн. Ма­рии Фё­до­ров­ны, 1870–74, совм. с А. Е. Ти­ма­шё­вым; ген. М. Д. Ско­бе­ле­ва, 1882; пред­по­ла­гал­ся как про­ект па­мят­ни­ка для Мо­ск­вы), ра­бо­ты на ис­то­рич. те­мы («Цар­ский со­коль­ни­чий XVII ве­ка», 1872; «Оп­рич­ник», 1877; «Илья Му­ро­мец», 1885; «Свя­то­слав на пу­ти в Царь­град», 1886, и др.). От­кли­ком на со­бы­тия рус.-тур. вой­ны 1877–78 ста­ли ра­бо­ты «Ка­зак, пре­сле­дую­щий вра­га», «По­сле бит­вы» («Ут­ра­та то­ва­ри­ща», обе – ок. 1878), «Пе­ре­ход че­рез Бал­ка­ны» (1880) и др.

Ис­пол­нял так­же скульп­тур­ное оформ­ле­ние про­из­ве­де­ний при­клад­но­го иск-ва (чер­ниль­ные при­бо­ры, ча­сы, под­свеч­ни­ки, пе­пель­ни­цы, ва­зы и т. п.). Боль­шин­ст­во ра­бот Л. по вос­ко­вым мо­де­лям от­ли­ты в брон­зе (фаб­ри­ка Ф. Ю. Шо­пе­на и др.), так­же в се­реб­ре (груп­па «В па­мять ос­во­бо­ж­де­ния бол­гар», ок. 1880, совм. с М. О. Ми­ке­ши­ным, А. Л. Обе­ром); су­щест­ву­ют уве­ли­чен­ные от­лив­ки его ра­бот (в г. Мен­то­на, Фран­ция, и др.); не­ко­то­рые его ра­бо­ты ти­ра­жи­ро­ва­лись на Кас­лин­ском чу­гу­но­ли­тей­ном и др. за­во­дах. В ра­бо­те Л. с 1874 по­мо­га­ла его же­на, ху­дож­ни­ца Ека­те­ри­на Бе­нуа (1850–1933), дочь ар­хи­тек­то­ра Н. Л. Бе­нуа. Сре­ди де­тей Л. – Е. Е. Лан­се­ре, Н. Е. Лан­се­ре, З. Е. Се­реб­ря­ко­ва.

Лит.: Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный ка­та­лог скульп­тур­ной вы­став­ки Е. А. Лан­се­ре и А. Л. Обе­ра. СПб., 1886; Шмидт И. М. Е. А. Лан­се­ре. М., 1954; Sud­bury G. W. E. A. Lanceray. P.; Lau­sanne, 2006.

Вернуться к началу