КАРАВА́К ЛУИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАВА́К (Caravaque) Луи [31.1.1684, Марсель – 9(20) или 15(26).6.1754, С.-Петербург], франц. живописец, мастер декоративно-монументальной живописи, миниатюрист. Сын марсельского скульптора Жана Батиста Каравака (1666–1709), брат скульптора Жана Каравака (1673–1754) и арх. Жозефа Каравака (1680–1758). В 1715 прибыл в Париж, где получил от Ф. Я. Лефорта приглашение работать при дворе Петра I в С.-Петербурге («в живописи на масле для гисторической картины, портретов, баталий, лесов, деревьев и цветов»), кроме того, обучать рус. учеников всему, «что касается до живописного художества». В 1716 приехал в Россию; в 1718 определён в ведомство Канцелярии от строений, в том же году создал картину «Полтавская баталия» (Эрмитаж, С.-Петербург) и исполнил с неё картоны для шпалеры (1719–22, там же). В 1722 сопровождал Петра I в поездке в Астрахань. Под рук. К. и при его участии были выполнены монументально-декоративные работы в Летнем доме (1720), Летнем дворце («новых палатах», 1725–1727) и Зимнем дворце (Тронный зал, 1725–27; спальня вел. кн. Анны Леопольдовны, 1740–41, и др.) в С.-Петербурге; во дворцах Монплезир, Марли, павильоне Эрмитаж, Зап. вольере (сохранился плафон, 1721–27) в Петергофе. С 1730-х гг. придворный живописец; в 1732–54(?) руководил Петерб. шпалерной мануфактурой.
С наибольшей полнотой дарование К. проявилось в области портретной живописи (преим. в стиле раннего рококо). Он написал неск. портретов Петра I (1716; 1717, ГРМ; 1722), его дочерей (Анны Петровны, 1725, ГТГ; Елизаветы Петровны – в детстве, 1717, парадный в рост, 1750, оба – в ГРМ; см. также иллюстрации к ст. Елизавета Петровна) и внуков (Петра Петровича, 1717, ГТГ), имп. Екатерины I (1-я пол. 1720-х гг., ГРМ), а также герцога Э. И. Бирона (1741), вел. кн. Екатерины Алексеевны (1745, Павловский дворец-музей). К его портрету имп. Анны Ивановны (1730, ГТГ) восходит жанр большого парадного портрета в рус. иск-ве 18 в.
Будучи «универсальным живописцем» (Я. Штелин), К. писал также иконы для придворных церквей (с 1720, в т. ч. для иконостаса церкви Зимнего дворца, 1725–1727); участвовал в создании серебряной раки св. благоверного Александра Невского в Зимнем дворце (1750–53). Исполнил «чертежи» Триумфальной колонны в честь побед рус. войск в Сев. войне (1718–24; проект осуществлён К. Б. Растрелли), составлял проекты придворных празднеств и фейерверков, расписывал знамёна, руководил оформлением погребальной церемонии имп. Анны Ивановны (1740) и т. п. С 1723 неоднократно подавал (Петру I, Петру II и др.) проекты устройства в С.-Петербурге «академии живописного художества, какая учреждена в Париже». К. оказал большое влияние на формирование рус. живописной школы; его произведения служили образцами для подражания и копирования. Среди учеников К. – И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, М. А. Захаров.