Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАВА́К ЛУИ

КАРАВА́К (Caravaque) Луи [31.1.1684, Мар­сель – 9(20) или 15(26).6.1754, С.-Пе­тер­бург], франц. жи­во­пи­сец, мас­тер де­ко­ра­тив­но-мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, ми­ниа­тю­рист. Сын мар­сель­ско­го скульп­то­ра Жа­на Ба­ти­ста Ка­ра­ва­ка (1666–1709), брат скульп­то­ра Жа­на Ка­ра­ва­ка (1673–1754) и арх. Жо­зе­фа Ка­ра­ва­ка (1680–1758). В 1715 при­был в Па­риж, где по­лу­чил от Ф. Я. Ле­фор­та при­гла­ше­ние ра­бо­тать при дво­ре Пет­ра I в С.-Пе­тер­бур­ге («в жи­во­писи на мас­ле для гис­то­ри­че­ской кар­ти­ны, порт­ре­тов, ба­та­лий, ле­сов, де­ревь­ев и цве­тов»), кро­ме то­го, обу­чать рус. уче­ни­ков все­му, «что ка­са­ет­ся до жи­во­пис­но­го ху­до­же­ст­ва». В 1716 прие­хал в Рос­сию; в 1718 оп­ре­де­лён в ве­дом­ст­во Кан­це­ля­рии от строе­ний, в том же го­ду соз­дал кар­ти­ну «Пол­тав­ская ба­та­лия» (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) и ис­пол­нил с неё кар­то­ны для шпа­ле­ры (1719–22, там же). В 1722 со­про­во­ж­дал Пет­ра I в по­езд­ке в Ас­т­ра­хань. Под рук. К. и при его участии бы­ли вы­пол­не­ны мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты в Лет­нем до­ме (1720), Лет­нем двор­це («но­вых па­ла­тах», 1725–1727) и Зим­нем двор­це (Трон­ный зал, 1725–27; спаль­ня вел. кн. Ан­ны Ле­о­поль­дов­ны, 1740–41, и др.) в С.-Пе­тер­бур­ге; во двор­цах Мон­пле­зир, Мар­ли, па­виль­о­не Эр­ми­таж, Зап. воль­е­ре (со­хра­нил­ся пла­фон, 1721–27) в Пе­тер­го­фе. С 1730-х гг. при­двор­ный жи­во­пи­сец; в 1732–54(?) ру­ко­во­дил Пе­терб. шпа­лер­ной ма­ну­фак­ту­рой.

Л. Каравак. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1750. Русский музей (С.-Петербург).

С наи­боль­шей пол­но­той да­ро­ва­ние К. про­яви­лось в об­лас­ти порт­рет­ной жи­во­пи­си (пре­им. в сти­ле ран­не­го ро­ко­ко). Он на­пи­сал неск. порт­ре­тов Пет­ра I (1716; 1717, ГРМ; 1722), его до­че­рей (Ан­ны Пет­ров­ны, 1725, ГТГ; Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны – в дет­ст­ве, 1717, па­рад­ный в рост, 1750, оба – в ГРМ; см. так­же ил­лю­стра­ции к ст. Ели­за­ве­та Пет­ров­на) и вну­ков (Пет­ра Пет­ро­ви­ча, 1717, ГТГ), имп. Ека­те­ри­ны I (1-я пол. 1720-х гг., ГРМ), а так­же гер­цо­га Э. И. Би­ро­на (1741), вел. кн. Ека­те­ри­ны Алек­се­ев­ны (1745, Пав­лов­ский дво­рец-му­зей). К его порт­ре­ту имп. Ан­ны Ива­нов­ны (1730, ГТГ) вос­хо­дит жанр боль­шо­го па­рад­но­го порт­ре­та в рус. иск-ве 18 в.

Бу­ду­чи «уни­вер­саль­ным жи­во­пис­цем» (Я. Ште­лин), К. пи­сал так­же ико­ны для при­двор­ных церк­вей (с 1720, в т. ч. для ико­но­ста­са церк­ви Зим­не­го двор­ца, 1725–1727); уча­ст­во­вал в соз­да­нии се­реб­ря­ной ра­ки св. бла­го­вер­но­го Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в Зим­нем двор­це (1750–53). Ис­пол­нил «чер­те­жи» Три­ум­фаль­ной ко­лон­ны в честь по­бед рус. войск в Сев. вой­не (1718–24; про­ект осу­ще­ст­в­лён К. Б. Рас­трел­ли), со­став­лял про­ек­ты при­двор­ных празд­неств и фей­ер­вер­ков, рас­пи­сы­вал зна­мё­на, ру­ко­во­дил оформ­ле­ни­ем по­гре­баль­ной це­ре­мо­нии имп. Ан­ны Ива­нов­ны (1740) и т. п. С 1723 не­од­но­крат­но по­да­вал (Пет­ру I, Пет­ру II и др.) про­ек­ты уст­рой­ст­ва в С.-Пе­тер­бур­ге «ака­де­мии жи­во­пис­но­го ху­до­же­ст­ва, ка­кая уч­ре­ж­де­на в Па­ри­же». К. ока­зал боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние рус. жи­во­пис­ной шко­лы; его про­из­ве­де­ния слу­жи­ли об­раз­ца­ми для под­ра­жа­ния и ко­пи­ро­ва­ния. Сре­ди уче­ни­ков К. – И. Я. Виш­ня­ков, А. П. Ан­тро­пов, М. А. За­ха­ров.

Лит.: Порт­рет пет­ров­ско­го вре­ме­ни. Кат. вы­став­ки. Л., 1973; За­пис­ки Я. Ште­ли­на об изящ­ных ис­кус­ст­вах в Рос­сии. М., 1990. Т. 1–2.

Вернуться к началу