Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОГОЛЮ́БОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

Авторы: М. Н. Соколов
А. П. Боголюбов. «Трепор. Нормандия». 1871. Третьяковская галерея (Москва).

БОГОЛЮ́БОВ Алек­сей Пет­ро­вич [16(28).3.1824, с. По­ме­ра­нье Нов­го­род­ской губ. – 7.11.1896, Па­риж; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. жи­во­пи­сец, акад. пе­терб. АХ (1858). Внук А. Н. Ра­ди­ще­ва. Окон­чил Мор­ской ка­дет­ский кор­пус (1841). Учил­ся в пе­терб. АХ (1850–53) у М. Н. Во­робь­ё­ва и Б. П. Вил­ле­валь­де. С 1853 ху­дож­ник Гл. мор­ско­го шта­ба. Пен­сио­нер АХ в Же­не­ве, Па­ри­же и Дюс­сель­дор­фе (1854–60). Чл. ТПХВ (с 1873). В ран­нем твор­че­ст­ве ис­пы­тал влия­ние И. К. Ай­ва­зов­ско­го («Вид Смоль­но­го мо­на­сты­ря с Боль­шой Ох­ты», 1851, Ху­дож. му­зей, Са­ра­тов; «Зо­ло­той рог в Кон­стан­ти­но­по­ле», 1864, ГТГ). Ис­пол­нил мно­го кар­тин на те­мы ис­то­рии рус. во­ен. фло­та, в т. ч. ряд ба­таль­ных по­ло­тен по за­ка­зам имп. дво­ра («Грен­гам­ское сра­же­ние», 1866, ГРМ, и др.). С 1873 жил пре­им. в Па­ри­же. От ран­ней, ро­ман­тич. ма­не­ры пе­ре­шёл к пей­за­жам в ду­хе бар­би­зон­ской шко­лы с ис­поль­зо­ва­ни­ем приё­мов пле­нэ­ра (ви­ды Нор­ман­дии, голл. по­бе­ре­жья, Ита­лии, С.-Пе­тер­бур­га и др.). Ра­бо­тал так­же в тех­ни­ках ак­ва­ре­ли и ли­то­гра­фии. В па­риж­ской мас­тер­ской Б. со­вер­шен­ст­во­ва­лись мн. рус. жи­во­пис­цы. Соз­да­тель и пред. Об-ва вза­им­но­го вспо­мо­ще­ст­во­ва­ния рус. ху­дож­ни­ков в Па­ри­же (1877), Б. так­же был ор­га­ни­за­то­ром в Са­ра­то­ве Ху­дож. му­зея (1885), ку­да пе­ре­дал зна­чит. часть сво­их ра­бот, и Ри­со­валь­но­го уч-ща (1897). Ав­тор «За­пи­сок мо­ря­ка-ху­дож­ни­ка. 1856–57» (из­да­ны в 1888, пе­ре­из­да­ны – ж. «Вол­га», 1996, № 2/3; но­мер по­свя­щён ху­дож­нику).

Лит.: Ан­д­ро­ни­ко­ва М. Бо­го­лю­бов. М., 1962; Ога­ре­ва Н. В. Ле­то­пись жиз­ни и дея­тель­но­сти ху­дож­ни­ка А. П. Бо­го­лю­бо­ва. Са­ра­тов, 1988.

Вернуться к началу