О́БЩЕСТВО ХУДО́ЖНИКОВ-СТАНКОВИ́СТОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́БЩЕСТВО ХУДО́ЖНИКОВ-СТАНКОВИ́СТОВ (Московское общество художников-станковистов, Общество станковистов, ОСТ), рос. худож. объединение. Ядро ОСТ сложилось в 1923–24; его составляли выпускники моск. Вхутемаса (гл. обр. ученики Д. П. Штеренберга и В. А. Фаворского) и молодёжь, сотрудничавшая с Живописной культуры музеем (с 1923 ставшим составной частью Вхутемаса). Импульсом к созданию объединения послужило участие будущих членов ОСТ [в составе групп «Метод» («Проекционисты»), «Конкретивисты» и «Объединение трёх»] в Первой дискуссионной выставке объединений активного революц. иск-ва (май 1924). ОСТ организовано в нач. 1925; среди учредителей – Д. П. Штеренберг (пред. правления), Ю. П. Анненков (эмигрировал в 1924), Л. Я. Вайнер, В. А. Васильев, П. В. Вильямс, К. А. Вялов, А. А. Дейнека, Н. Ф. Денисовский, А. А. Лабас, Ю. А. Меркулов, Ю. И. Пименов. ОСТ декларировало приверженность «абсолютному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры», отказ от «отвлечённости и передвижничества в сюжете», неприятие «псевдосезаннизма», беспредметности и конструктивизма. Худож. поиски велись прежде всего в области новых тем и сюжетов: индустриализация страны, массовый спорт, воздухоплавание и авиация; одной из гл. задач была передача «нервных урбанистических ритмов» и напряжённой динамики совр. гор. жизни, движения, скорости. ОСТ провело 4 выставки в Москве (1925, 1926, 1927, 1928), в которых участвовали (помимо учредителей) А. О. Барщ, Б. И. Волков, А. Д. Гончаров, И. В. Клюн, А. Н. Козлов, Н. Н. Купреянов, С. А. Лучишкин, В. И. Люшин, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин, В. В. Эллонен и др. Члены ОСТ также принимали участие в выставках «10 лет Октября» (1927), «10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1928), «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1929) и в выставках сов. иск-ва за рубежом (в городах Германии, 1926–28; в Нью-Йорке, Винтертуре, обе 1929). В 1928 наметилось противопоставление двух групп в ОСТ: часть художников (Вильямс, Вялов, Лучишкин, Люшин, Пименов) в своих работах придерживались рационалистич. композиц. выстроенности, подчёркнутой графичности, плакатной плоскостности изображения, при- ёмов «киномонтажа» и использовали аскетич. колорит, тогда как другие (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин, Штеренберг) стремились к передаче лирич. начала и культивировали живописность. Эти расхождения приобретали политич. окраску, акцентированную в резких нападках со стороны руководителей Федерации объединений сов. художников (ФОСХ), Объединения молодёжи АХР (ОМАХР), Рос. ассоциации пролетарских художников (РАПХ); группа Штеренберга именовалась «скатывающейся на позиции буржуазного искусства». Окончат. раскол произошёл в 1931, когда ОСТ покинула почти половина его членов, перешедших в созданное ими объединение «Изобригада» (1931–32) и в объединение «Октябрь» (существовало в 1928–32). Оставшиеся художники избрали новое правление (пред. Штеренберг); в новом составе ОСТ насчитывалось 27 членов. Последним выступлением ОСТ было участие в «Антиимпериалистической выставке», организованной ФОСХ в 1931; в 1932 ликвидировано.