МАРИ́НА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИ́НА (франц. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской), тип пейзажа, в котором осн. предметом изображения является море. М. нередко входит как фон в др. жанры (портрет, историч., мифологич. или бытовой). Образ морской стихии может быть иносказательным, содержать символы и аллегории [корабль как ковчег спасения (церковь), море как символ превратностей судьбы и др.].
Изображения морских мотивов встречаются в др.-егип. иск-ве (рельефы храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, нач. 15 в. до н. э.), памятниках эгейской культуры (фрески Кносского дворца), др.-рим. росписях. В ср.-век. иск-ве морская тематика появляется в иллюстрациях библейских сюжетов, также в миниатюрах историч. хроник. В эпоху Возрождения море играет важную роль в картинах на религ., мифологич. и историч. сюжеты (В. Карпаччо, Я. Тинторетто, П. Брейгель Старший и др.).
Своей жанровой определённости и расцвета М. достигает в голл. иск-ве 17 в. – как специфич. подвид пейзажного жанра. Среди художников, посвятивших себя изображению морской стихии, – Х. К. Вром, Я. Порселлис, С. де Влигер, Я. ван Гойен, А. Сторк, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде Младший, Я. ван де Каппелле. Во Франции истоки М. восходят к идеальному пейзажу К. Лоррена; его открытия были развиты в творчестве К. Ж. Верне. В Италии М. создают мастера венецианской (А. Каналетто, Ф. Гварди), неаполитанской (С. Роза) и генуэзской (А. Маньяско) школ. Под влиянием голл. иск-ва М. развивалась в Великобритании, где её своеобразие определяется преобладанием батальной тематики и повышенным интересом к эффектам освещения (П. Монами, С. Скотт, Ч. Брукинг, Р. Додд, Дж. Кливли Старший).
В романтической М. на первый план выходит символич. трактовка моря (созерцательные виды морского побережья К. Д. Фридриха, Й. К. К. Даля), мотивы кораблекрушений (Т. Жерико). У. Тёрнер трактует морской пейзаж как красочную фантазию. Реалист Г. Курбе показывает сумрачное море; франц. предимпрессионисты (Э. Буден) и мастера импрессионизма передают эффекты изменчивости стихии моря, неба и облаков (К. Моне и др.). Мифич. существа наполняют картины на морскую тему А. Бёклина. В США М. эволюционировала от «портретов» кораблей и изображения баталий до пейзажно-жанровых композиций У. Хомера и Р. Кента. Высокого развития М. достигает в япон. цветной ксилографии (Кацусика Хокусай). К М., находя в ней большие декоративные возможности, охотно обращались фовисты (Р. Дюфи, А. Матисс, А. Марке). Образ моря вдохновляет красочные феерии экспрессиониста Э. Нольде, нередко включается в сюрреалистич. композиции С. Дали и Р. Магрита.
В русское искусство М. вошла при имп. Петре I, на это время приходится расцвет М. в гравюре (голл. мастера А. Шхонебек, П. Пикар; А. Ф. Зубов). Нем. художник Я. Ф. Хаккерт и англ. мастер Р. Петон создают для имп. Екатерины II морские баталии с эпизодами русско-турецкой войны. Мастерами М. 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. были график М. М. Иванов, работавший в Италии С. Ф. Щедрин, романтик М. Н. Воробьёв и художники его школы (Л. Ф. Лагорио, бр. Г. Г. и Н. Г. Чернецовы). Крупнейшим маринистом 19 в. был И. К. Айвазовский. Реалистами можно назвать маринистов следующего поколения – А. П. Боголюбова и Р. Г. Судковского. Многие рус. художники, не будучи маринистами, также нередко обращались к морскому пейзажу (Ф. А. Васильев, Н. Н. Дубовской, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. И. Куинджи и др.). К школе Куинджи относятся маринисты А. А. Борисов, Н. Е. Бубликов, К. Ф. Богаевский. В технике акварели к М. обращались Альберт Н. Бенуа и М. А. Волошин, в гравюре – В. Д. Фалилеев и В. А. Фаворский. Среди живописцев-маринистов 20 в. – Г. Г. Нисский, В. В. Мешков, И. Ф. Титов, К. И. Шебеко. В редких случаях М. встречаются в скульптурных барельефах (у В. И. Демут-Малиновского, И. И. Теребенёва, К. В. Изенберга).