МАРКЕ́ АЛЬБЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРКЕ́ (Marquet) Альбер (26.3.1875, Бордо – 14.6.1947, Париж), франц. живописец. Учился в Париже – в Школе декоративных искусств (1890–94) и в Школе изящных искусств (1894–98) у Г. Моро; копировал картины старых мастеров в Лувре. В годы учёбы началась его дружба с А. Матиссом, сложились близкие отношения с Ж. Руо, позднее – с А. Дереном, М. де Вламинком, Р. Дюфи и О. Фриезом. Выставлялся в Салоне независимых (1901, 1906) и в Осеннем салоне (с 1903) вместе с художниками этой группы, получившей (с 1905) название фовистов. В пейзажах М. этого периода, при всей хроматич. насыщенности, сохраняются пространств. отношения, распределение интенсивных цветов следует за движением планов в глубину («Гавань в Ментоне», 1905, Эрмитаж, С.-Петербург; «Регата в Фекане», 1906, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В ранних портретах М. выразительность осанки, жеста выявлена чётко очерченным силуэтом фигуры, выделяющейся на нейтральном фоне (А. Рувейр, 1904, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Сержант колониальных войск», 1907, Музей изящных искусств, Бордо).
С 1907 М., отказавшись от условной экспрессии фовизма, вырабатывает собств. живописную систему. В его гор. пейзажах отстранённо-созерцательная позиция сочетается с интимным переживанием натуры. Виды Парижа написаны с высокой точки, открывающей гладь Сены, пересечённой дугами мостов, перспективы улиц и набережных. Приглушённая тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков («Солнце над Парижем», 1907, ГМИИ; «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам», 1910, Эрмитаж; «Мост Сан-Мишель и набережная Грандз-Огюстен», 1910–11, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.).
С кон. 1900-х гг. М. много путешествовал по Франции, посетил Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, также Сев. Африку, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию; в 1934 совершил поездку в СССР. В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Везувий», 1909, ГМИИ; «Роттердамский порт», 1914, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Гамбургский порт», 1909, Эрмитаж, вариант – Кунстхалле, Гамбург; «Гаврский порт», 1934, частное собрание, Париж, и др.). Некоторые работы 1920-х гг. сближаются с акварелью особой прозрачностью техники, лёгкостью мазка, тонкостью цветовых градаций («Ла Рошель. Выход парусных лодок», 1920; «Триель», 1931, обе – частные собрания, Париж). В 1930-е гг. в творчестве М. проявились романтич. интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов («Пон-Нёф ночью», 1935–39, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Ночной Париж», 1937, частное собрание, Париж, и др.). Годы оккупации художник провёл в Алжире. В 1945 вернулся в Париж. Проявил себя также как рисовальщик, иллюстратор, мастер акварели.