
НАТЮРМО́РТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАТЮРМО́РТ (франц. nature morte, итал. natura morta, букв. – мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. Still life, букв. – тихая, спокойная жизнь), жанр изобразит. иск-ва, посвящённый изображению неодушевлённых объектов.
Натюрмортные мотивы включались в сюжетные композиции уже в Древнем Египте: предметы, изображённые в настенной живописи и рельефах гробниц, имели символич. значение и должны были, подобно реальным, служить умершему в загробной жизни. Отдалёнными предшественниками Н. можно считать изображения даров в ритуальных шествиях на стенах др.-вост. (ассирийских, персидских) и критских дворцов. Н., отражающие явления повседневной жизни, встречались в др.-греч. вазописи. Самое раннее в истории описание Н.-«обманки» сохранилось у Плиния Старшего, рассказывающего о художнике Зевксисе, который первым столь искусно изобразил виноград, что птицы, приняв его за настоящий, слетались клевать его. Реалистичные композиции из бытовых предметов, написанные с использованием перспективы, есть в др.-рим. настенной живописи и напольных мозаиках (Помпеи, Геркуланум, виллы Боскореале). Часто встречающимся мотивом здесь была стеклянная ваза с фруктами. Декоративные мотивы-эмблемы в декоре рим. вилл имели аллегорич. значение: снедь и цветы олицетворяли гостеприимство хозяев и времена года; череп – бренность жизни (иногда он сопровождался надписью «Omnia mors aequat» – «Смерть всё уравнивает»). Отголоски этой традиции ощутимы в раннехристианских и ранневизантийских мозаиках с их правдоподобными натюрмортными мотивами в религ. композициях. В ср.-век. европ. иск-ве Н. как таковой отсутствовал; предметы уплощались и превращались в символы вещей, знаки, определяющие обстановку, с которой был связан священный эпизод.
В период поздней готики и Раннего Возрождения как у итальянских, так и у сев.-европ. мастеров вновь возникает интерес к материальному миру и к конкретно-чувственной красоте вещей, в этот период натюрмортные мотивы являются частью монументальных росписей или алтарного образа и имеют символич. значение. Н.-«обманки» широко используются в ренессансных интарсиях, которыми украшались створки шкафов, кассоне, сиденья церковных хоров, стены кабинетов. Первым станковым Н.-«обманкой» в европ. иск-ве стала «Куропатка со стрелой и железными перчатками» Якопо деи Барбари (1504, Старая пинакотека, Мюнхен).
Вел. географич. открытия, а также увлечение европейцев садоводством (разведение цитрусовых семейством Медичи, тюльпанов в Нидерландах и т. п.) способствовали развитию интереса к миру природы. В 16 в. появились ботанич. книги с науч. иллюстрациями и связанные с ними натурные штудии растений (Леонардо да Винчи, А. Дюрер). Экспонаты коллекций экзотич. растений, насекомых, минералов и разл. «диковинок» в кунсткамерах при дворах европ. правителей (коллекция имп. Рудольфа II Габсбурга) служили моделями для живописцев, работы которых тяготели либо к науч. документализму (Х. Хофман), либо к причудливым анаморфозам (Дж. Арчимбольдо). В жанровых произведениях нидерландцев П. Артсена и И. Бейкелара, Я. Брейгеля «Бархатного», итальянцев В. Кампи, бр. Карраччи и др. большое место уделяется изображению предметного мира, наделённого пока религ. символикой. Появление автономного Н. в Италии связано с реформами Караваджо и его обращением к «низким» мотивам: его «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан) является одним из первых примеров чистого натюрморта.
Окончат. самостоятельность Н. как жанр обрёл в иск-ве 17 в. Итал. Н. 17 в. (М. Кампидольо, Дж. Рекко, Э. Баскенис, П. П. Бонци и др.) развивал караваджистские принципы: мощную светотень, скульптурность формы, натурализм. Жанр бодегонес в исп. живописи, наследуя традиции караваджизма, представляет предельно простые, намеренно огрублённые предметы, специально расставленные перед зрителем, словно на прилавке; между предметами всегда сохраняются пространственные цезуры (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.).
Наибольшее разнообразие форм Н. обрёл в голл. иск-ве 17 в. В Утрехте и Амстердаме, где более всего сохранялась католич. пышность, были разработаны тип Н. «цветы и фрукты» (А. Босхарт Старший, Р. Саверей, Б. ван дер Аст, Я. Д. де Хем), «охотничьи» Н. (Я. Веникс и М. Хондекутер), в Гааге с её морскими промыслами – «рыбный» Н. (А. ван Бейерен), в университетском Лейдене – «учёный» Н. типа «vanitas» (Ю. ван Стрек), в демократичном Роттердаме – «кухонный» Н. Самый известный тип голл. Н. – «завтраки» – возник в Харлеме (П. Клас, В. К. Хеда). В неодушевлённых предметах голл. художникам виделась особая, скрытая жизнь, связанная с жизнью человека, его бытом, привычками, вкусами. Тонкость и правдивость в воссоздании действительности сочетались у голл. мастеров с острым чувством красоты, открываемой в любом жизненном явлении, даже самом неприметном и будничном. Создателем фламандского Н. стал Ф. Снейдерс, сумевший привнести в этот жанр пафос жизнеутверждения, свойственный флам. иск-ву в целом (большой формат холста, динамичные композиции, разнообразие фактур предметов, сочный колорит и т. д.). Более скромные Н. выполнял Я. Фейт. Франц. Н. стремился к объединению итал. и сев.-европ. черт, что нашло отражение в творчестве Л. Божена, работах Ж. Б. Моннуайе и его школы, специализировавшихся на Н. с цветами и фруктами. Крупными представителями нем. Н. были К. Паудис, Г. Флегель.
В 18 в. Н. окончательно потерял связь с религ. и аллегорич. живописью. В иск-ве рококо распространение получили эффектные Н. с изображением экзотич. вещей или предметов роскоши, предназначенные для украшения интерьеров особняков, охотничьи Н. (Ф. Дюпорт, Ж. Б. Удри), а также «обманки» (франц. trompe-l’œil; Г. Гресли, П. Соваж, Л. Л. Буальи). Самым значит. мастером Н. в 18 в. был франц. художник Ж. Б. С. Шарден, его композиционно строгие и одновременно поэтичные произведения опираются на достижения голл. школы 17 в. Простые предметы быта в его картинах становятся монументальными и наделяются особой значимостью.
В кон. 18 – нач. 19 вв. во франц. яз. закрепился термин «nature morte» (употребляемый ещё Д. Дидро в «Салонах»), который подчёркивал низкий статус Н. в академич. иерархии жанров. Господство академич. доктрины фактически вытеснило жанр Н. из европ. иск-ва этого времени, оставив ему роль ученической штудии. Противопоставившие себя классицизму художники романтич. эпохи (Ф. Гойя, Э. Делакруа) создают Н. настроения, передавая в них сильное эмоциональное впечатление. Поборник реализма Г. Курбе превратил Н.-штудию в самоценное произведение. Специалистами в жанре Н. в 19 в. были француз А. Фантен-Латур (изящный цветочный Н.) и американец У. Харнет. Э. Мане, опиравшийся изначально на произведения Ж. Б. С. Шардена, стал родоначальником импрессионистического Н. Расцвет Н. в кон. 19 в. связан с деятельностью мастеров импрессионизма (К. Моне, О. Ренуар и др.), решавших в этом жанре проблемы освещения, постимпрессионизма (В. Ван Гог, П. Гоген и особенно П. Сезанн, чья концепция Н. оказала влияние на развитие этого жанра в 20 в.) и символизма (группа «Наби», О. Редон и др.); у последних Н. зачастую возвращает себе символич. значение.
В авангардизме нач. 20 в. Н. играл исключительную по своей важности роль, впервые заняв главенствующее положение среди др. жанров и став полем для худож. экспериментов. В основе Н. фовизма (А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк и др.) лежали поиски экспрессивного столкновения цветов и фактур, у мастеров кубизма (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Леже и др.) – соотношения формы предмета и окружающего его пространства (при этом использовались не только двухмерные, но и объёмно-пространственные композиции). Отклонив кубистические поиски, лидер дадаизма М. Дюшан в качестве Н. использовал т. н. реди-мейд, вырванный из контекста и сопровождаемый абсурдными надписями («Фонтан», «Почему не чихает Розе Селави?»). Пытаясь восстановить символич. значение Н., художники сюрреализма создавали необычные сочетания предметов, помещая их в свои фантастич. ландшафты. Ряд мастеров 1-й пол. 20 в. соединял новые подходы с классич. отношением к жанру (Дж. Моранди в Италии, П. Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии). Вариант реалистического, социально значимого Н. представлен в творчестве Р. Гуттузо (Италия), Д. Риверы, Д. Сикейроса (оба – Мексика). В 1960–70-х гг. поп-арт полностью изменил отношение к Н.: опираясь на опыт дадаизма, художники сделали предметами Н. рекламу, этикетки, готовый коммерч. продукт (Э. Уорхол, Р. Лихтенстайн). Н. в гиперреализме 1970-х гг. является сплавом объекта, изображения и коммерч. продукта (Д. Эдди, Р. Гоингс). В кон. 20 – нач. 21 вв. Н. вышел за границы жанра изобразит. иск-ва: расширился круг его техник (фотография, мультимедиа), формы представления (инсталляции и др.), методы, доступные художникам (включение зрителя в работу) и т. д.
В русском искусстве становление жанра Н. совпадает с появлением светского иск-ва Нового времени; Н. развивается до кон. 19 в. под влиянием зап.-европ. образцов и доктрины петерб. АХ. Н. – непопулярный жанр в 18 в., определённое распространение получили только «обманки» (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов и др.). В 1-й пол. 19 в. появились скромные по композиции и постановкам Н. с трепетным отношением к обыденному предмету (И. Т. Хруцкий, школа А. Г. Венецианова, Ф. П. Толстой). Во 2-й пол. 19 в. мастера обращались к Н. исключительно как к этюдному материалу (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан и др.). Интерес к Н. как к самостоят. жанру проявился у художников рубежа 19–20 вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, В. А. Серов). Расцвет рус. Н. пришёлся на нач. 20 в., когда жанр по-разному трансформировался в разл. течениях и объединениях: импрессионизме (К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), «Мире искусства» (А. Я. Головин), «Голубой розе» (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, М. С. Сарьян), «Бубновом валете» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, А. А. Осмёркин, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов). В 1920–30-х гг. Н. развивался в соответствии с программой социалистического реализма: демонстрация богатств сов. земли в полнокровных по композиции и колориту бравурных произведениях, поиски гармонии и поэзии уютного мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.), разработка сюжетно-бытового Н. (Ю. И. Пименов). На этом фоне выделялись философские по содержанию и экспериментаторские по стилю произведения К. С. Петрова-Водкина, Д. П. Штеренберга, Н. И. Альтмана. В сер.– 2-й пол. 20 в. разрабатывались уже найденные ранее принципы Н. (А. М. Герасимов, П. В. Кузнецов, А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров).