ПОЛЛАЙО́ЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЛАЙО́ЛО (Pollaiolo, Pollaiuolo, Pollajuolo) Антонио дель (Антонио ди Якопо д’Aнтонио Бенчи, Benci) (между 1426 и 1432, Флоренция – ок. 4.2.1498, Рим), итал. художник. Брат художника Пьеро (ок. 1441, Флоренция – ок. 1496, Рим). Антонио учился в ювелирной мастерской: известно о его пребывании в боттеге флорентийского ювелира М. Деи в 1457–59, возможно, ранее работал у Л. Гиберти. Свидетельством высокого ювелирного мастерства П. являются серебряный крест (выполнен совм. с флорентийским ювелиром Бетто ди Франческо Бетти, ок. 1457–1459, Музей собора, Флоренция) и в особенности рельеф «Рождество Иоанна Крестителя» (1477–80) для серебряного алтаря флорентийского баптистерия (алтарь ныне – в Музее собора, Флоренция), в котором создаётся развёрнутая повествоват. сцена в традициях монументальной живописи этого времени. Такой же развитой повествовательностью отличается и созданный по рисункам П. цикл из 27 сцен для вышивок на литургич. одеяниях, в баптистерии (ок. 1466–80), посвящённый житию св. Иоанна Крестителя. Мастерская П. создаёт многочисл. кадила, канделябры, реликварии, распятия, доспехи для турниров. Приписываемый П. терракотовый «Бюст молодого воина» (Нац. музей Барджелло, Флоренция) считается моделью для неосуществлённого бронзового бюста.
В зрелый период П. достигает универсализма, характерного для флорентийских мастеров позднего кватроченто, в основе которого лежало владение рисунком и который позволял разрабатывать одни и те же худож. проблемы в разл. видах иск-ва. Центр. темой в творчестве П. становится передача преувеличенно-экспрессивного движения. Опираясь на опыт А. дель Кастаньо и др., П. исследует худож. возможности пластики человеческого тела, выступая предшественником Микеланджело. В основе как скульптурных, так графич. и живописных образов П. лежит выразительный и динамичный контур: рисунок «Пленник перед судьёй» (Британский музей, Лондон), резцовая гравюра «Битва десяти обнажённых» (ок. 1460–65 или 1470–75), фрагмент фрески «Танец обнажённых» (ок. 1460-х – 1470-е гг., Вилла Ла-Галлина в Арчетри, близ Флоренции) и др.
П. находился под покровительством Лоренцо Медичи Великолепного, вероятно по его заказу создаются статуэтки на мифологич. сюжет, выполненные в «кабинетном» формате и предполагающие рассматривание с близкого расстояния: «Геракл и Антей» (ок. 1475–80, Нац. музей Барджелло, Флоренция), фигурки Геракла (Музей Боде, Берлин; собрание Фрик, Нью-Йорк). Эти же темы повторяются в небольших по размеру живописных произведениях: «Геракл и гидра», «Геракл и Антей» (1470–80, обе – галерея Уффици, Флоренция), «Геракл и Деянира» (1470-е гг., Худож. галерея Йельского ун-та), «Аполлон и Дафна» (1470–80, Нац. галерея, Лондон), которые являются отголосками несохранившейся живописной серии из 3 картин на тему «Подвигов Геракла» для Палаццо Медичи, выполненной Антонио совм. с братом. Ныне плодом сотрудничества двух братьев считаются «Казнь св. Себастьяна» (1475, Нац. галерея, Лондон), где интерес к античности и динамичной форме сочетается с панорамным пейзажем нидерл. типа, насыщенным множеством повествоват. подробностей; алтарный образ «Святые Винсент, Иаков Старший и Евстахий» для Капеллы кардинала Португальского во Флоренции (1466–68, ныне в галерее Уффици).
Антонио традиционно приписываются «Вознесение св. Марии Магдалины» (ок. 1460, Музей Поллайоло, Поджибонси, близ Сиены), женские портреты из Музея Польди-Пеццоли в Милане (1470–75), КГ в Берлине (1470-е гг.), авторскими произведеняими Пьеро являются фигуры «Добродетелей» (1469–70, галерея Уффици), «Коронование Богоматери» (1483, ц. Сант-Агостино, Сан-Джиминьяно), «Благовещение» (1470-е гг., КГ, Берлин), ему также приписываются портрет Галеаццо Марии Сфорца (ок. 1471, галерея Уффици), «Женский портрет» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. работы.
В 1484 мастерская братьев переезжает в Рим, где создаются два папских надгробия: Сикста IV (1484–93, Гроты Ватикана, собор Св. Петра, Рим) в виде напольной плиты, а также пристенное надгробие Иннокентия VIII (совм. с Пьеро, 1497, собор Св. Петра), включающее два изображения папы: лежащее тело усопшего на саркофаге и сидящую фигуру в динамичной позе с благословляющим жестом. Оба произведения сочетают в себе монументальность с ювелирной тщательностью разработки форм и предлагают новые иконографич. и пластич. решения папского надгробия.