Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛЛИ́НИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 220-221

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: М. Н. Соколов

БЕЛЛИ́НИ (Bellini), се­мья итал. жи­во­пис­цев, ос­но­во­по­лож­ни­ков иск-ва Воз­ро­ж­де­ния в Ве­не­ции.

Гла­ва се­мьи – Яко­по Б. (ок. 1400, Ве­не­ция – 1470 или 1471, там же), учил­ся у Джен­ти­ле да Фаб­риа­но (ме­ж­ду 1408 и 1413), был тес­тем А. Ман­те­ньи

 >>
и ис­пы­тал его влия­ние. В ал­тар­ных об­раз­ах Яко­по Б. («Ма­дон­на с Мла­ден­цем», 1448, га­ле­рея Бре­ра, Ми­лан, и др.) ви­зан­тий­ско-го­тич. чер­ты со­че­та­ют­ся с ил­лю­зио­ни­сти­че­ски-про­стран­ст­вен­ными приё­ма­ми. Наи­бо­лее зна­чи­тель­но его гра­фич. на­сле­дие (аль­бо­мы ри­сун­ков в Лув­ре, Па­риж, и Бри­тан­ском му­зее, Лон­дон; 1440–50-е гг.): за­ри­сов­ки ан­тич­ных па­мят­ни­ков, так­же свое­об­раз­ные ка­прич­чио
 >>
с но­ва­тор­ски­ми пер­спек­тив­ны­ми по­строе­ния­ми, мно­го­фи­гур­ны­ми ре­лиг. и ми­фо­ло­гич. сце­на­ми, вклю­чаю­щи­ми эпи­зо­ды по­все­днев­ной жиз­ни, и ус­лож­нён­ным ар­хит. ан­ту­ра­жем (при­хот­ли­во со­еди­няю­щим го­ти­ку с ан­тич­ной клас­си­кой).

Якопо Беллини (?). «Мадонна с Младенцем». Ок. 1430. Академия Каррара (Бергамо).
Джентиле Беллини. «Процессия на площади Сан-Марко». 1496. Галерея Академии (Венеция).

Его сын Джен­ти­ле (ок. 1430, Ве­неция – по­хо­ро­нен 23.2.1507, там же), учил­ся у от­ца и час­то с ним со­труд­ни­чал. В 1474–83 за­ни­мал пост офиц. жи­во­пис­ца Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки. В 1479–1480 по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль по при­гла­ше­нию сул­та­на Мех­ме­да II. Ост­рая на­блю­да­тель­ность в со­че­та­нии с не­сколь­ко су­хо­ва­той ма­не­рой про­яви­лась как в ал­тар­ных об­раз­ах, так и в порт­ре­тах (Мех­ме­да II, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; пат­риар­ха Л. Джу­сти­ниа­ни, 1465, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция, и др.). Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ли его мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции, изо­бра­жаю­щие разл. ре­ли­ги­оз­но-ис­то­рич. со­бы­тия: по­свя­щён­ные куль­ту ре­ли­к­вии Ис­тин­но­го Кре­ста («Про­цес­сия на пло­ща­ди Сан-Мар­ко», «Чу­до на мос­ту Сан-Ло­рен­цо», «Ис­це­ле­ние Свя­тым Кре­стом», 1496–1501, все – Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция), сре­ди позд­них ра­бот – «Про­по­ведь св. Мар­ка в Алек­сан­д­рии» (за­вер­ше­на Джо­ван­ни Б., 1504–07, га­ле­рея Бре­ра).

Джованни Беллини. Портрет дожа Леонардо Лоредана. Ок. 1502. Национальная галерея (Лондон).

Джо­ван­ни (Джам­бел­ли­но) (ме­ж­ду 1430 и 1435, Ве­не­ция – 29.11.1516, там же), дру­гой сын Яко­по Б., был круп­ней­шим мас­те­ром ве­не­ци­ан­ской шко­лы

 >>
кон. 15 – нач. 16 вв. Он так­же учил­ся у от­ца и ис­пы­тал силь­ное влия­ние А. Ман­те­ньи. Офиц. жи­во­пи­сец Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки (с 1483), вы­пол­нил се­рию мо­ну­мен­таль­ных ле­ген­дар­но-ис­то­рич. пан­но для Двор­ца до­жей в Ве­не­ции (вме­сте с Джен­ти­ле Б.; ра­бо­ты по­гиб­ли в 1577 во вре­мя по­жа­ра). Ра­бо­тал так­же по за­ка­зам ман­ту­ан­ско­го и фер­рар­ско­го дво­ров. Ран­ние про­из­ве­де­ния Джо­ван­ни Б. («Пре­об­ра­же­ние», «Рас­пя­тие», оба – ок. 1455, Му­зей Кор­рер, Ве­не­ция, и др.) же­ст­ко­ва­ты по ра­кур­сам и цве­то­во­му строю, но уже в этот пе­ри­од (в осо­бен­но­сти в «Мо­ле­нии о ча­ше», нач. 1460-х гг., Нац. га­ле­рея, Лон­дон) по­рой про­яв­ля­ет­ся его вни­ма­ние к по­эти­ке пей­за­жа. Ма­не­ра мас­те­ра и свой­ст­вен­ный ему дар ко­ло­ри­ста дос­ти­га­ют со­вер­шен­ст­ва в 1470-е гг., под воз­дей­ст­ви­ем жи­во­пи­си Пье­ро дел­ла Фран­че­ски
 >>
и Ан­то­нел­ло да Мес­си­ны
 >>
, ко­гда он на­чи­на­ет пи­сать мас­ля­ны­ми крас­ка­ми, не ос­тав­ляя, од­на­ко, и тра­диц. тем­пе­ры, ли­бо со­че­тая её с мас­лом. Ал­тар­ный об­раз в его иск-ве окон­ча­тель­но пре­вра­ща­ет­ся в ре­лиг. кар­ти­ну, ве­ли­ча­вую и в то же вре­мя за­ду­шев­но-ли­ри­че­скую, с тё­п­лой, зо­ло­ти­стой ат­мо­сфе­рой, оку­ты­ваю­щей свя­тые фи­гу­ры: «Ко­ро­но­ва­ние Ма­рии» (т. н. Ал­тарь Пе­за­ро, ок. 1475, Гор. му­зей, Пе­за­ро), «Свя­тое со­бе­се­до­ва­ние» (для ц. Сан-Джоб­бе, 1478–1485, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция), «Ма­дон­на на тро­не в ок­ру­же­нии свя­тых» (1505, ц. Сан-Дзак­ка­рия, Ве­не­ция). С нач. 1470-х гг. Джо­ван­ни Б. по­сто­ян­но ис­пол­нял за­ка­зы на срав­ни­тель­но не­боль­шие, ча­ще все­го по­яс­ные изо­бра­же­ния Ма­дон­ны с Мла­ден­цем («Ма­дон­на с де­рев­ца­ми», 1487, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Ма­дон­на в лу­гах», ок. 1505, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др.); в этих мно­го­чис­лен­ных, ни­ко­гда не по­вто­ряю­щих­ся ком­по­зи­ци­ях всё боль­шее зна­чение по­лу­ча­ет мис­ти­че­ски-оду­хо­тво­рён­ный ланд­шафт. В сер. 1470-х гг. Джо­ван­ни Б. об­ра­тил­ся так­же к порт­рет­ному жан­ру; сре­ди луч­ших ра­бот – порт­рет до­жа Л. Ло­ре­да­на (ок. 1502, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). Осо­бое ме­сто в его твор­че­ст­ве за­ни­ма­ет «Свя­щен­ная ал­ле­го­рия» (или «Озёр­ная Ма­дон­на», ок. 1502, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция) – кар­ти­на, рас­шиф­ров­ке со­дер­жа­ния ко­то­рой по­свя­ще­на об­шир­ная ли­тера­ту­ра. По­след­ней ра­бо­той ста­ро­го мас­те­ра ста­ла ми­фо­ло­гич. ком­по­зи­ция «Пир­ше­ст­во бо­гов» (за­вер­ше­на Ти­циа­ном, 1514, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон). Твор­че­ст­во Джо­ван­ни Б. за­ло­жи­ло ос­но­вы иск-ва Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния в Ве­не­ции; уче­ни­ка­ми его бы­ли Джор­джо­не
 >>
и Ти­ци­ан
 >>
.

Лит.: Ла­за­рев В. Н. Джо­ван­ни Бел­ли­ни // Ла­за­рев В. Н. Ста­рые италь­ян­ские мас­те­ра. М., 1972; Meyer zur Capellen J. Gentile Bel­li­ni. Stuttg., 1985; Eisler C. The genius of J. Bel­lini: the complete paintings and drawings. N. Y., 1989; Goffen R. Giovanni Bellini. New Haven; L., 1989; Смир­но­ва И. А. Я. Бел­ли­ни и на­ча­ло Воз­ро­ж­де­ния в Ве­не­ции. М., 1994; Оли­ва­ри М. Джо­ван­ни Бел­ли­ни. М., 1998; Tem­pe­stini A. Giovanni Bellini. Mil., 2000.

Вернуться к началу