ЛОМБА́РДО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОМБА́РДО (Lombardo), итал. архитекторы и скульпторы, отец и сыновья.
Пьетро (ок. 1435, Карона, Тичино – июнь 1515, Венеция), в 1462–63 работал в Болонье; вероятно, посетил также Флоренцию. В 1464–67 создал надгробие дожа А. Роселли в базилике Св. Антония в Падуе. Пристенный монумент флорентийского типа ознаменовал собой рождение ренессансной пластики в обл. Венеция (Венето), как и надгробие дожа П. Малипьеро (кон. 1460-х гг., ц. Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция), выполненное вскоре после прибытия семейства Л. в Венецию. В них окончательно формируется венецианский тип многоярусного, украшенного статуями, богато декорированного надгробия, нашедший наиболее совершенное воплощение в надгробии дожа П. Мочениго в той же церкви (1476–81).
В нач. 1470-х гг. руководил возведением хора в ц. Сан-Джоббе, в котором создал первый в Венеции ренессансный церковный интерьер, напоминающий флорентийские образцы, в частности интерьер Старой сакристии в ц. Сан-Лоренцо Ф. Брунеллески. Начал возведение купола над алтарём собора в Тревизо (1485–1486; после обрушения купол перестроен Туллио Ломбардо). Шедевром П. Ломбардо является ц. Санта-Мария-деи-Мираколи (1481–89): для церкви, задуманной в качестве часовни для хранения чудотворной иконы, он нашёл необычное решение – единое, не разделённое на нефы пространство с приподнятым алтарём, под которым располагается сакристия со святыней. Это одна из наиболее богато декорированных церквей в Венеции, облицованная внутри и снаружи разноцветным мрамором и украшенная мраморной резьбой. В 1489–90-е гг. руководил строительством Скуолы-Гранде-ди-Сан-Марко, спроектировал нижнюю часть фасада с рельефными панно. С 1498 гл. архитектор Дворца дожей. В 1514 исполнял обязанности главы венецианской гильдии каменщиков.
Туллио [ок. 1455 (?) – 17.11.1532, Венеция], до 1480-х гг. вместе с братом Антонио работал в мастерской отца; в частности, выполнил 2 рельефа (ок. 1489–1490) на фасаде Скуолы-Гранде-ди-Сан-Марко. Первой его подписной работой являются фигуры коленопреклонённых ангелов (1484) на раке Гроба Господня в ц. Гроба Господня в Венеции. Один из представителей Высокого Возрождения, Т. Ломбардо привнёс в венецианскую пластику дух классики, основанный на непосредств. изучении античных памятников. Автор надгробий дожей Дж. Малипьеро, Дж. Мочениго (1500-е гг.) в ц. Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции. Наиболее классицистическое по стилю – надгробие А. Вендрамина (после 1488 – ок. 1493/94, там же) с его мотивом триумфальной арки, идеальными обнажёнными фигурами Адама (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и Евы (не сохр.). Ему принадлежит также скульптурное убранство погребальной капеллы Г. Гвидарелли в ц. Сан-Франческо, Равенна (ок. 1520–1525, частично – в Нац. музее, Равенна). Для рельефов Т. Ломбардо (алтарный образ «Коронование Богоматери» в капелле Барнабо в ц. Сан-Джованни-Кризостомо, Венеция, ок. 1500–1502; два повествоват. рельефа для капеллы делль-Арка в базилике Св. Антония в Падуе, 1500–01 и 1520–25) характерны крупные фигуры, соблюдение изокефалии, архит. фоны, создающие иллюзию глубокого пространства. Он создавал также погрудные парные портреты, восходящие к др.-римским («Вакх и Ариадна», ок. 1500, Худож.-историч. музей, Вена, и др.). Его архит. творчество отличается теми же классицистич. устремлениями. Среди построек – ц. Сан-Сальваторе в Венеции (1507–32); приписываемые Т. Ломбардо церковь бенедиктинского аббатства в Пралье (ок. 1490), вилла Джустиниани в Ронкаде (ок. 1495–1510).
Антонио (Солари) [ок. 1458, Венеция (?) – ок. 1516, Феррара], обучался в мастерской отца, участвовал в работе над надгробиями (в т. ч. еп. Дзанетти в соборе Тревизо, кон. 1480-х гг.). Первое самостоят. произведение – рельеф «Чудо с новорождённым» для капеллы делль-Арка в базилике Св. Антония в Падуе (1500–04). Для капеллы Дзен в нартексе собора Св. Марка в Венеции исполнил бронзовую статую «Мадонна с Младенцем» («Мадонна делла Скарпа») и балдахин (1503–06). С 1506 работал в Ферраре при дворе герцога Альфонсо I д’Эсте, для его частных апартаментов создал ряд рельефов на мифологич. сюжеты (также декоративных), из которых сохранились 30 (Эрмитаж, С.-Петербург; Нац. музей Барджелло, Флоренция). Античным сюжетам соответствует антикизирующая манера исполнения (напрямую цитируются др.-рим. произведения).