БАПТИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАПТИ́ЗМ (от греч. βαπτίζω – погружать в воду, крестить водой), одно из наиболее крупных по численности последователей течений в протестантизме (более 80 млн. чел., 2004; бo льшая часть проживает в США).
Основа вероучения баптистов – «Семь основных принципов веры», которые были приняты на 1-м Всемирном конгрессе баптистов в 1905. Главные из них: Священное Писание является единственным авторитетом в делах веры и практической жизни; Церковь должна состоять только из людей, крещённых «по вере» (крещение совершается по воле самого человека и только тогда, когда он почувствует, что готов его принять); все члены общины равноправны, всеобщее священство; церковь отделена от государства. Обычно в баптистских церквах причащение совершается раз в месяц (в 1-е воскресенье) и называется хлебопреломлением. Крещение и причащение в Б. являются не таинствами, а обрядами. Баптистское богослужение обычно не носит литургич. характера, осн. внимание на молитвенных собраниях уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Традиц. убранство баптистских молитвенных домов очень простое. В их «аудиториях» (залах) находятся, как правило, лишь кафедры для проповеди и чтения Евангелия. Однако в последние десятилетия такая традиция претерпела определённые изменения: сейчас в некоторых баптистских молитвенных домах можно увидеть алтари, настенные росписи, витражи.
В баптистских церквах не существует чёткой грани между священнослужителями и мирянами. В помощь пасторам из числа членов общины назначаются диаконы. Каждая община самостоятельно принимает решение о возможности допущения женщин к исполнению обязанностей священнослужителей. Баптистским церквам свойственно конгрегационное устройство, при котором каждая церковная община является независимой. Общины вступают также в различные объединения (конвенции, ассоциации, сообщества и т. п.) в рамках штата, области, региона, страны или группы стран.
История баптизма
История баптизма берёт начало в Англии в первые годы 17 в. Основателем Б. считают Дж. Смита, который в 1606 примкнул сначала к пуританам, затем к линкольнширским сепаратистам-браунистам, стремившимся отделиться от Англиканской церкви. В 1606 или 1607 Смит вместе со своими сторонниками, включая Т. Хелвиса (ок. 1550 – ок. 1616), был вынужден бежать в Амстердам, спасаясь от религ. преследований. В Амстердаме под влиянием голл. меннонитов Смит стал сторонником арминианства (учения об искуплении Христом Своей крестной смертью всех людей) и противником крещения младенцев. Он утверждал, что все установления Христа были утеряны людьми, и они должны их восстановить; объединившись, 2 или 3 человека могут создать общину (церковь) и крестить себя сами, однако этому должны предшествовать покаяние и вера, чего нет ни в церкви Англии, ни у пуритан. В 1609 Смит крестил самого себя и 36 своих сторонников, за что получил прозвище «самокрещенец». Вместе со своими последователями он создал в Амстердаме первую баптистскую общину. Несмотря на то что вскоре после смерти Смита (1612) община распалась, Б. не прекратил своего существования. В 1611 Хелвис вместе со своими последователями возвратился в Лондон и создал там баптистскую общину.
Баптизм в Европе
Последователи Смита и Хелвиса в Нидерландах и Англии впоследствии стали называться общими (генеральными) баптистами. Они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа. В своём первом исповедании, изданном в 1660, общие баптисты признали обязательность совершения крещения только погружением в воду. В 17–18 вв. в Англии среди общих баптистов получили также распространение учения антитринитариев и унитариев; к сер. 18 в. многие из общих баптистов стали унитариями.
Бoльшая часть совр. баптистов именуют себя частными, или партикулярными; ведут своё происхождение от диссентеров (индепендентов) – последователей учения Ж. Кальвина, выдвинувших идею Церкви, собранной Духом Божиим, а не отд. человеком или государством. Так, тот, кто осознаёт себя истинным христианином, должен составить вместе со своими братьями в вере особую Церковь, не ограниченную географич. или адм. рамками (приходами и т. п.). Частные баптисты полагают, что искупительная жертва Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности предопределённых к спасению. Первые общины частных баптистов появились в Англии в кон. 1630-х гг. В 1644 англ. частные баптисты признали в «Первом Лондонском исповедании» веры (подписано 7 общинами), что истинным может быть только крещение погружением, а не обливанием или окроплением водой. Количество частных баптистов в Англии росло довольно медленно, т. к. они не занимались миссионерской работой, веря в спасение только избранных. В сер. 18 в. ситуация меняется: под влиянием методизма в общинах англ. частных баптистов возрастает интерес к миссионерской работе. В 1792 было основано Англ. баптистское миссионерское об-во, положившее начало совр. миссионерскому движению в англоязычных странах. В 1813 частные (партикулярные) баптисты создали Баптистский союз Великобритании и Ирландии; в 1891 к нему присоединилась часть англ. общих баптистов. Частные баптисты, которые после произошедшего объединения остались верны строгому кальвинизму, получили наименование «строгие баптисты» и образовали 3 региональные ассоциации. Впоследствии вместе с некоторыми другими общинами они сформировали ассамблею «Благодать» (1976).
Баптизм в США
В 1636 англ. индепендент Роджер Уильямс купил землю у индейцев и основал на ней колонию Прóвиденс (ныне адм. центр штата Род-Айленд); в 1639 он крестил себя и ещё ок. 10 чел. и основал первую баптистскую общину на амер. земле. В 1707 пять церквей в колониях Нью-Джерси, Пенсильвании и Делавэра создали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию, которая начала проводить миссионерскую работу, способствовавшую распространению Б. во всех колониях. В 1751 при участии Филадельфийской ассоциации была создана ассоциация в Чарлстоне (штат Юж. Каролина). Эти ассоциации положили начало распространению партикулярных баптистов в США. Демократичность баптистских общин, строгость дисциплины, а также активное миссионерство обеспечили быстрый рост числа их членов. В 18–19 вв. внутри Б. возникли также новые течения: баптисты свободной воли, евангельские христиане и др. Амер. баптисты сыграли гл. роль в организации Всемирного союза баптистов (1905), объединившего ок. 7 млн. ч. е. н. в.
Баптизм в России
В сер. 19 в. представители Филадельфийской баптистской ассоциации вели проповедь в Германии и соседних странах, а с 1860-х гг., как два самостоят. течения, баптисты и евангельские христиане появились в России. Первые общины баптистов возникли на юге Рос. империи (Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская, Бессарабская губернии, а также Кубань, Дон и Закавказье), общины евангельских христиан – на севере. В 1874 под влиянием миссионерской деятельности англичанина лорда Г. В. Редстока возникли группы евангельских христиан среди петерб. знати (первыми рос. последователями евангелизма стали гр. А. П. Бобринский, кн. В. Ф. Гагарина и др.). После вынужденного выезда Редстока из России проповедь продолжил В. А. Пашков, ставший руководителем общины евангельских христиан в С.-Петербурге. Евангельские христиане развернули активную миссионерскую деятельность в столице, а также в др. городах: в Москве, Нижнем Новгороде, Туле. Для распространения идей евангелизма среди рабочих в 1875–86 издавался ж. «Русский рабочий». В 1884 состоялся первый съезд рус. баптистов в с. Нововасильевка Таврической губ. Съезд провозгласил создание Союза рус. баптистов Юж. России и Кавказа. В 1880–90-х гг. Б. распространился во всех губерниях России. В этот период вероучение северного и южного течений начинает оформляться более чётко, и в результате евангельские христиане и баптисты всё больше осознают себя разл. направлениями, хотя и очень близкими друг другу по духу. Несмотря на активное противодействие РПЦ и полицейские репрессии, к 1912 в России насчитывалось ок. 120 тыс. частных (партикулярных) баптистов и 30 тыс. евангельских христиан, принявших вероучение общих (генеральных) баптистов.
Мн. баптистские лидеры приветствовали крушение рос. монархии, в первые 12 лет сов. власти численность баптистских и евангельских общин росла (в годы НЭПа – св. 500 тыс. чел.). В кон. 1920-х гг. в результате репрессий баптистские и евангельские общины были распущены, многие их члены подверглись арестам и высылке в Сибирь и Ср. Азию.
В 1944, с учётом патриотич. позиции рос. баптистов в годы Вел. Отеч. войны, правительством СССР было принято решение об объединении всех имеющихся в стране протестантских толков в легальную и лояльную власти организацию. Был создан Всесоюзный союз евангельских христиан и баптистов (ВСЕХиБ; с 1946 – ВСЕХБ). Объединение позволило урегулировать вероучительные разногласия между баптистами и евангельскими христианами. В 1950–60-х гг. к Союзу вынуждены были присоединиться др. баптистские и евангельские течения: христиане веры евангельской – пятидесятники, христиане-дарбисты, братские меннониты и др. Искусственность такого объединения вскоре проявилась во внутр. трениях и противоречиях. В 1965 часть общин покинула ВСЕХБ и создала независимый Совет Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), который вышел из подполья только в кон. 1980-х гг.
После распада СССР, в 1992 вместо ВСЕХБ была создана Евро-Азиатская федерация Союзов евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), которая координирует деятельность всех Союзов ЕХБ в республиках СНГ. Рос. общины (церкви) евангельских христиан-баптистов в разл. регионах страны объединены в Союз Церквей ЕХБ России (ок. 100 тыс. членов в более чем 1400 общинах). Одновременно на автономных началах существует Совет Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), отказавшийся в кон. 1980-х гг. от воссоединения с ВСЕХБ. На территории РФ насчитывается 230 общин СЦЕХБ, которые объединяют ок. 10 тыс. членов. Ещё 170 общин имеется в др. республиках СНГ. В последние годы численность рос. баптистов постепенно увеличивается.